В конце июня международный консорциум Sea Launch, участниками которого являются украинские КБ «Южное» и НПО «Южмаш», подал в окружной суд штата Делавэр (США) добровольное ходатайство о банкротстве. Причиной такого шага стали претензии к оператору космических пусков от одного из клиентов Sea Launch — провайдера спутниковой связи Hughes Network Systems. Судьба украинских 15% консорциума, скорее всего, прояснится в августе.
Sea Launch и кредиторы
Через месяц после аварии на океанской пусковой платформе в январе 2007 г. Hughes Network Systems решила отказаться от услуг «Морского старта» и украинской ракеты «Зенит» и воспользоваться услугами французского носителя Ariane-5. Она потребовала у Sea Launch вернуть ей $44,4 млн, внесенных авансом за будущие выводы спутников на орбиту, и компенсацию за несвоевременное предоставление услуг, поскольку авария изменила график пусков. В общей сложности телекоммуникационная компания потребовала с консорциума $52,3 млн.
По данным иностранных СМИ, в прошлом году судебная тяжба между Sea Launch и Hughes велась в пользу космического консорциума. Но этим летом оператор спутниковой связи получил нужное для себя арбитражное решение по этому делу, после чего менеджерам Sea Launch ничего не оставалось, как подать в суд прошение о добровольном банкротстве, предполагающее замораживание требований кредиторов на два месяца. За это время компания должна разработать план реорганизации, который позволит произвести выплату долга либо договориться с кредитором об отсрочке.
Как заявил в обращении к заказчикам, поставщикам и сотрудникам президент Sea Launch Шелл Карлсен, консорциум намерен сосредоточить свои усилия на разработке эффективной модели дальнейшего бизнеса и после реорганизации продолжить пусковую деятельность. По данным компании, она имеет 10 оплаченных контрактов на пусковые услуги до 2012 г., поэтому речь о ее ликвидации не идет. Скорее об экономии.
Информационный центр КБ «Южное» также сделал официальное заявление о ситуации в Sea Launch. В нем говорится, что основной целью ходатайства о реорганизации в соответствии с разделом 11 кодекса США о банкротстве стал запрет кредиторам предъявлять консорциуму какие-либо претензии. Однако неофициальные заявления менеджеров днепропетровского ракетостроительного КБ менее оптимистичны. «Прекращение деятельности компании, если такое случится, в меньшей степени коснется «Южного», но существенно затронет профильную деятельность серийного ракетного завода «Южмаш», поскольку заказы от «Морского старта» дают ему половину выручки», — утверждает осведомленный источник в КБ «Южное».
Результаты десятилетней деятельности международного космического консорциума позволяют двояко судить о его перспективах. С одной стороны, с марта 1999 г. в рамках проекта «Морской старт» осуществлено 30 пусков, 28 из которых были успешными, что можно считать достойным результатом. Расположение стартовой платформы на экваторе позволило ракетоносителю «Зенит» выводить на переходные орбиты спутники массой до 6 т, что сделало украинскую ракету среднего класса конкурентом тяжелой европейской Ariane, а Sea Launch — крупнейшей коммерческой пусковой компанией в мире. С другой стороны, СП так и не вышло на запланированный график — по шесть-семь пусков в год, или 60 — до 2010 г. включительно. Максимум, чего смогли достичь ракетчики, — по пять пусков в 2006 и 2008 гг.
Поэтому участникам «Морского старта» ничего не оставалось, как вернуться на сушу. Для этого учредители Sea Launch объединились в еще один консорциум Land Launch («Наземный старт») с украинско-российской компанией «Международные космические услуги». При регистрации последней в 1999 г. КБ «Южное» и «Южмаш» получили по 25%, как и российские КБ транспортного машиностроения и Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). В настоящее время российской долей ЗАО владеет Уральская горно-металлургическая компания Искандера Махмудова.
Космический трансформер
Украинским предприятиям КБ «Южное» и НПО «Южмаш» на двоих принадлежит только 15%-ная доля консорциума. Ключевым же участником Sea Launch LLC является компания Boeing (США), владеющая 40% акций. Два других СП — российская ракетно-космическая корпорации «Энергия» и норвежская Aker ASA — имеют соответственно 20 и 25% ценных бумаг. Поэтому ясно, что судьба самого громкого космического проекта десятилетия будет решаться не в Украине, а в США. При этом россияне смогут заблокировать любой нежелательный для себя исход событий.
Каким будет реорганизованный «Морской старт», станет известно к концу августа, когда компания обнародует план соответствующих мероприятий. Не исключено, что Boeing постарается вовлечь в проект нового партнера, возможно, российского. Ведь в последнее время СМИ РФ много говорят о планах американской корпорации инвестировать в российскую промышленность. Это и совместный бизнес по производству титановых комплектующих для самолетов вместе с «ВСМПО-Ависма», и попытка принять участие в возобновлении выпуска украинских Ан-124 «Руслан» совместно с авиакомпанией «Волга-Днепр», и другие проекты.
Пока наиболее вероятным представляется следующий сценарий: морскую платформу временно поставят на прикол, а взамен активизируют запуски «Зенита» с Байконура. Об этом свидетельствуют работы по адаптации для украинской ракеты российского разгонного блока «Фрегат», который позволяет увеличить полезный вес, выводимый «Зенитом» с Байконура, по сравнению с разгонным блоком «ДМ», используемым на «Морском старте».
В минувшем месяце состоялся третий пуск в рамках «Наземного старта». На орбиту был выведен малазийский спутник связи Measat-3A. Еще в начале 2009 г. в КБ «Южное» не скрывали, что в текущем году сухопутных стартов будет больше, чем океанских, — пять и три соответственно. Скорее всего, так будет и дальше, поскольку запускать спутники с суши дешевле, чем с океана. Но поможет ли активность Sea Launch на Байконуре успокоить заказчиков космических стартов и по совместительству кредиторов, сказать трудно. По предварительной информации, имущество консорциума оценивается максимум в $500 млн, тогда как долги могут составить $1 млрд.
При этом едва ли не главной причиной снижения темпов морских стартов осведомленные источники называют неготовность химкинского НПО «Энергомаш» поставлять в Днепропетровск необходимое количество маршевых двигателей для «Зенитов». И связывают эту проблему с тем, что все свои силы подмосковные двигателестроители тратят на конкурента Boeing — корпорацию Lockheed Martin. Последняя комплектует ими свои ракеты Atlas. Таким образом, у проблемы Sea Launch обнаруживаются чисто американские корни. Но решать их, скорее всего, будут россияне и украинцы, правда, за американские деньги.
Ярослав Дмитренко
Источник: Деловая Столица
|