Перед взлетом и после посадки самолеты нередко проделывают многокилометровый сложный путь по летному полю. Пилоты и диспетчеры полагаются здесь, главным образом, на собственные органы чувств. Теперь им поможет EMMA. От пробок и заторов - вечной проблемы на автотрассах, особенно в часы пик, - сегодня все больше страдают и аэропорты. Чтобы занять стартовую позицию в начале взлетно-посадочной полосы, самолеты вынуждены порой преодолевать не один километр по извилистым рулежным дорожкам. При этом им нередко приходится даже пересекать взлетно-посадочные полосы, улучив подходящий момент между очередными взлетами и посадками. Такое выруливание не только выглядит рискованным, оно и является таковым.
Deutsche Welle рассказывает, что в Европе была разработана новая, усовершенствованная автоматизированная система обзора летного поля и управления движением воздушных судов и транспортных средств по аэродрому A-SMGCS (Advanced Surface Movement Guidance and Control System). Её практические испытания осуществляются в рамках проекта EMMA (European Airport Movement Management by A-SMGCS). Недавно успешно завершился второй этап испытаний - EMMA2. Работы, в которых принимают участие 24 организации и научных центра из 10 европейских стран, ведутся под руководством Немецкого центра аэрокосмических исследований.
По словам научного сотрудника Центра Михаэля Рёдера, новая система напоминает хорошо знакомый водителям автомобильный навигатор, только устроена гораздо сложнее. Ведь чтобы снабжать пилотов надежными указаниями, она должна не только знать всю сеть рулежных дорожек, но и учитывать технические параметры и особенности всех типов самолетов.
"Проблема в том, что управлять самолетом, катящимся по земле, гораздо труднее, чем автомобилем, - говорит Михаэль Рёдер. - Самолет намного тяжелее, у него огромная инерция, он не может быстренько "сдать назад", если заехал не туда. Наша система должна уметь безошибочно прокладывать оптимальный и бесконфликтный маршрут для каждого воздушного судна. Это очень непростая задача".
Система учитывает одновременно огромное количество факторов: где находится борт А? Может ли он выруливать на дорожку Б? Идет ли посадка пассажиров и погрузка багажа по графику или с опозданием? Когда борт А будет готов начать выруливание? Когда он достигнет стартовой позиции? Сможет ли он вылететь по расписанию?
Все эти данные имелись, разумеется, и раньше, но как бы порознь, а теперь новая система объединяет их и на этой основе рассчитывает маршруты выруливания. Конечно, с учетом взлетающих и садящихся самолетов - ведь они всегда имеют приоритет, тем более что именно пропускная способность взлетно-посадочных полос является основным лимитирующим фактором всех крупных аэродромов. И любое нарушение расписания влечет за собой целую волну сбоев. Важно, что EMMA не является совершенно новой системой, разработанной, так сказать, с нуля.
"Мы сознательно сделали ставку на уже имеющиеся системы, - говорит Михаэль Рёдер. - Например, мы использовали существующую систему коммуникации между бортом и командно-диспетчерским пунктом. И система вмонтированных в летное поле сенсоров, позволяющая в режиме реального времени регистрировать местоположение каждого воздушного судна, имеется уже давно. Наша задача состояла в том, чтобы оптимально объединить все эти разрозненные системы в одну".
Благодаря этому новую систему можно, во-первых, вводить в строй поэтапно, а во-вторых, гибко приспособить к условиям эксплуатации каждого конкретного аэродрома.
Понятно, что новая система не освободит пилотов и диспетчеров от их функций, а лишь послужит им подспорьем в принятии правильных решений, позволит им сконцентрироваться на важном и избавит от второстепенного. Человек в любой момент может вмешаться в работу системы - вернее, просто проигнорировать ее предложения и сделать по-своему.
Источник: CyberSecurity.ru
|