В ближайшем будущем российские школьники, возможно, вместо мела будут пользоваться лазерами.
Специалисты из Московского института электроники и математики разработали «умный мел» - технологическое решение, которое может изменить облик обычного урока в обычной общеобразовательной школе. Там, где сейчас деревянная доска, будет экран, отображающий картинку с проектора, а в руках учеников вместо разноцветных мелков будут разноцветные лазеры.
Лазерная эргономика
«На нижнем, программном уровне работает специальный сервис. Он считывает изображение с веб-камеры, которая снимает происходящее на экране, и постоянно это изображение анализирует, - рассказывает в интервью корреспонденту Infox.ru ведущий программист «умного мела» Сергей Ефремов. - Мы используем лазер, потому что он очень хорошо различим на общем фоне. Распознавая яркие точки, мы получаем возможность понять, в какое место экрана указывает луч, и на основе этой информации мы уже можем строить некие приложения верхнего уровня. Приложения, которые мог использовать пользователь».
Способность распознавать лазерные точки позволяет лазерной указке заменить собой компьютерную мышь со всеми ее основными функциями - двойным щелчком левой кнопки, меню правой кнопки, перетаскиванием окон и ярлыков.
«Неудобство тех методов, которые сейчас используются в том, что, допустим, учитель или преподаватель, он постоянно находится рядом с компьютером и постоянно должен щелкать на кнопки мыши для того, чтобы перейти на следующий слайд, или что-то подчеркнуть там, или выделить, - продолжает Сергей Ефремов. - С точки зрения эргономики гораздо лучше использовать какие-то более удобные человеку средства, вроде нашего».
Коллективная игра
Высокий уровень эргономики - не единственное преимущество «умного мела». Пожалуй, главное, что нового в этой разработке, - возможность коллективной работы над одним проектом.
«Три, четыре лазера могут работать одновременно. Будет семь лазеров - семь человек смогут работать в одной команде, - рассказывает руководитель проекта «Умный мел» профессор кафедры вычислительных систем и сетей МИЭМа Леонид Восков. - Например, имеется одна команда учеников. Она делает один проект. Другая команда - другой, а учитель все это корректирует тут же, на лету. Таких возможностей не предоставляет ни одна современная интерактивная доска».
Пока в активе разработчиков одно «коллективное» приложение - простенький графический редактор, в котором пользователи могут одновременно рисовать на одном рабочем поле. Кроме него есть целый набор развивающих приложений, написанных сторонними разработчиками, в которых пока можно действовать только одной указкой, и пара игр. Но это только начало, считают разработчики. «Это задача педагогов и методистов - придумать, каким образом в обучении можно использовать возможности «умного мела», - подытоживает Леонид Восков.
Безболезненная интеграция
Чисто практическое положительное свойство «умного мела» - его потенциальная дешевизна. Это решение не требует практически никакого специального оборудования, только компьютер, веб-камеру, проектор и лазерные указки. «Мы ориентируемся на замену интерактивных досок и использование какой-то уже существующей в школах и других учебных заведениях периферии, - говорит соавтор-разработчик «умного мела» Михаил Комаров. - Для тех, у кого уже что-то закуплено в рамках других проектов, цена будет складываться из стоимости программного обеспечения и стоимости самих указок».
Пока проект «Умный мел» еще в стадии доработки, но уже сейчас им заинтересовались специалисты от образования. По словам Леонида Воскова, в скором времени ученики одной из московских школ смогут первыми в массовом порядке опробовать новую разработку.
Автор Иван Шадрин, Георгий Сарсеков, Никита Токарев
Источник: infox
|