Весь мир с нетерпением ждет выхода очередного творения Тима Бертона "Алиса в Стране чудес", обещающего быть не просто ярким и запоминающимся, но местами даже шокирующим! Дабы понять, как Бертон "докатился" до такой странной сказочной жизни и как формировался его своеобразный стиль, давайте вспомним, с чего все начиналось. Итак, добро пожаловать в восхитительный мир фильмов одного из самых эксцентричных режиссеров современности!
В 1988 году 30-летний Бертон потряс весь мир комедийным триллером "Битлджус". Главный герой ленты, злодей-психопат в полосатом костюмчике, сыгранный Майклом Китоном, стал своего рода символом анархического подхода режиссера к кинопроизводству. Созданная в этой картине готично-сюрреалистическая стилистика стала излюбленным приемом Тима на долгие годы.
В 1989 году на Тима Бертона была возложена почетная миссия - возродить классический дух комиксов в фильме "Бэтмен". С 60-х жанр пребывал в упадке, и режиссеру пришлось чуть ли не заново изобретать правила игры. И он постарался. Тогда как фильмы вроде "Супермена" были неизменно яркими, красочными и оптимистичными, "Бэтмен" Бертона оказался посвящен "депрессии и нехватке интеграции".
Фильм "Эдвард руки-ножницы" (1990) знаменателен хотя бы тем, что это первая совместная работа Бертона и Джонни Деппа (как мы знаем, сотрудничество двух мастеров оказалось весьма успешным и продолжается до сих пор). Набив руку на "Битлджусе" и "Бэтмене", Бертон снял, как всегда, немного мрачноватую, но очень красивую драматическую сказку. Характерные декорации и грим, соответствующее музыкальное сопровождение, балансирование на грани реального и нереального, ужаса прозаической действительности и красоты готики окончательно утвердились в качестве фирменных знаков Бертона.
Принимаясь за продолжение кинокомикса про человека-летучую мышь в 1992 году, Бертон был заранее настроен на успех – он получил поддержку как от продюсеров, так и от простых зрителей, искренне полюбивших первую часть созданной им современной сказки. В процессе работы режиссер подвергался такому давлению со стороны любопытствующей публики, желавшей знать, как на сей раз будут выглядеть герои и в частности Пингвин, что запретил Дэнни ДеВито рассказывать о своем персонаже даже родственникам.
На пике популярности, в 1993 году, Бертон берется за мультфильм "Кошмар перед Рождеством". Здесь он выступил в качестве сценариста и продюсера, доверив полномочия режиссера Генри Селику. Этот мультик – квинтэссенция стиля Бертона, его маленький шедевр. Снятая по его же стихотворению анимационная лента погружает зрителя в вымороченный мир мертвецов, вампиров, чудовищ во главе с королем ужасов Джеком Скелингтоном. Черно-серые тона, музыка "бессменного" композитора Бертона Дэнни Элфмана, мрачноватая готичная атмосфера в совокупности создают просто идеальное сочетание картинки и звука. Таких кукольных мюзиклов доселе просто не существовало!
В 1994-м последовал "Эд Вуд" – самая необычная кинобиография, какую только можно себе представить. Взять хотя бы выбранный объект: главный герой картины, чье жизнеописание легло в основу сценария, через два года после смерти был признан "самым плохим режиссером за всю историю Голливуда". История как раз для Бертона!
В 1996 году появляется "космический фарс" "Марс атакует!", снятый на основе… серии вкладышей из пачек жевательной резинки конца 50-х годов. Нарочито простые, но вместе с тем неожиданные и забавные спецэффекты вывели эту картину из общего ряда клишированных фантастических фильмов. К слову, в этой ленте Бертон впервые использует компьютерную графику.
Страшноватая мистическая сказка "Сонная лощина", экранизация рассказа Вашингтона Ирвинга, вышла в 1999 году. История Всадника без головы снята в стилистике английского кино 50-60-х. Загадочные убийства, кровь, всяческая нечисть, нагнетание атмосферы ужаса, элементы готики и черного юмора – Бертону в очередной раз удалось смешать в одном флаконе элементы разных жанров и стилей и создать свой собственный неповторимый "коктейль".
В 2001 году, Бертон снимает римейк картины 1968 года "Планета обезьян". Пытаясь ответить на вопрос о происхождении человека, Бертон объединил в своем фильме практически все теории человеческой эволюции. Отдельного упоминания заслуживают грим и костюмы. "В самом начале мы решили максимально приблизить внешний вид обезьян к реальности, максимально точно воспроизвести их движения, мимику, но при этом и подчеркнуть их "человечность", - говорит режиссер. К сожалению, большая часть публики осталась недовольна фильмом и особенно его странным финалом.
В 2003-м выходит "Крупная рыба" - приключенческая лента по мотивам роман Дэниела Уоллеса "Большая рыба: роман мифических пропорций". Отец главного героя умирает – сын хочет как можно больше узнать о его жизни и начинает собирать истории о похождениях папы. В итоге те предстают в самом неожиданном свете - полет фантазии способен превратить даже банальные факты в увлекательный калейдоскоп.
"Кондитерская" феерия "Чарли и шоколадная фабрика" (2005), как водится, не обошлась без участия любимого актера Бертона Джонни Деппа (уже в пятый раз), любимого композитора Дэнни Элфмана, небывало ярких и оригинальных декораций и черного юмора. Еще одна странная сказка в коллекции фантазера Бертона. Отсюда до "Алисы" - рукой подать!
В этом же году выходит анимационная сказка о мертвой красавице и ее живой любви - "Труп невесты". Это первый в истории фильм, полностью снятый на цифровую фотокамеру. Очарованный романтикой загробного мира, взрослый ребенок Бертон вновь играет в куклы, создавая с помощью марионеток кривозеркальное отражение реальности.
Ну и наконец, в 2007 году Бертон берется за экранизацию известного мюзикла "Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит". Суинни Тодд — культовая фигура времен викторианской Англии. История маньяка-парикмахера, разделывающего своих клиентов на пирожки и таким образом мстящего жестокому миру, снятая в виде мюзикла – это что-то! Разве мог подобный фильм снять кто-нибудь, кроме Бертона? Конечно же, нет! Только в его руках столь мрачные истории становятся забавными, неповторимыми сказками!
Источник: Телеканал "Россия"
|