С сегодняшнего дня на российские экраны выходит фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева. Картина любопытна сразу по нескольким причинам. Её автор – молодой режиссёр, уже являющийся обладателем многих кино- и театральных наград, а сам фильм уже стал трижды обладателем премий кинофестиваля «Кинотавр - 2009».
«Кислород» Вырыпаева ослепляет, оглушает и попросту убивает звуком, цветом, формой, содержанием. Хотя, насчёт содержания тут можно ненароком погорячиться. Его, содержания, тут на одно предложение. Саша из провинциального города изрубил свою девушку лопатой, потому что ему показалось, что в ней меньше кислорода, чем в рыжеволосой девушке Саше, которую он случайно встретил на улице.
Эта нехитрая сюжетная линия, ставшая театральным хитом в начале двухтысячных, сочиненная и поставленная самим Вырыпаевым, предстаёт в форме, которую трудно как-то обозначить. Внешне это 10 видеоклипов, каждый из которых аккуратно снабжён названием и упоминанием автора музыки в уголке, как и полагается на музыкальных каналах. Среди коллективов - и совершенно незнакомые широкому зрителю, но и Markscheider Kunst, и даже Fun Da Mental.
Каждый из клипов – одна из заповедей. Начиная с «Не убий», «Не прелюбодействуй» - далее по списку. Историю, написанную Вырыпаевым по-театральному плотно, с повторами, заиканиями, закольцованно, раскачанную, как качели, рассказывают двое: девушка (польская актриса Каролина Грушка, помимо прочего снимавшаяся в Дэвида Линча во «Внутренней империи») и юноша (Алексей Филимонов). Рассказывают в рекорд-студии перед микрофоном. С учётом того, что они ко всему прочему являются Сашей и Сашей, то они же всё это ещё и разыгрывают.
Разыгрывают, носясь вместе со съёмочной группой по улицам чуть ли не всех городов мира, бросаясь в воду, бросаясь лопатами, кидаясь полувзглядами и жадно вдыхая и выдыхая воздух. Простите, кислород. Вырыпаев пускает в ход буквально всё, что создано в искусстве кино с начала XX века: быстрый монтаж, рапиды, мультипликацию, документальное кино, хронику, фотографию и так далее, включая рекламные фейк-вставки.
К кинематографу «Кислород» имеет такое же отношение, что и брейк-данс к балету. Недаром жанр фильма обозначен как «киноманифест». Это не помешало ему взять сразу три награды на прошедшем пару месяцев назад «Кинотавре»: «Лучшая режиссура», «Лучшая музыка» и «Премию кинокритиков “Белый слон”». Впрочем, это больше говорит о «Кинотавре», чем о самом фильме.
«Кислород», конечно, интересен: с первых кадров, сделанных в виде DVD-меню, до финальных титров. Особенно интересно будет любителям препарировать под микроскопом образчики нового киноязыка. Хотя, стоит сделать небольшое уточнение: ещё не языка, а попытки его создания. Поиски новых «тарантино» и «фон триеров» заходят в запредельные дали. Показательным в этом отношении явился последний ММКФ, на котором сразу две картины, не сговариваясь, явились коллажом из фотографий, а одна, как и «Кислород», была поставлена как пьеса, только на большом экране.
Но не являясь ни фотографией, ни – уже – пьесой, ни – ещё - кинокартиной, а именно что манифестом, «Кислород» интересен своим будущим. Что получится из этого коктейля, по степени разрушительности схожего с «Б-52», попытка или пытка – покажет время. И это действительно любопытно до такой степени, что захватывает аж до кислородной недостаточности.
Автор: Родион Чемонин
Источник: annews.ru
|