Первую часть фильма о самой известной в истории китайской битве Джон Ву снял в 2008 году, следующую — годом позже. А затем специально для европейского и американского рынков из пятичасовой саги режиссер смонтировал укороченную в два раза версию. Но даже в сокращенном виде смотреть этот фильм в высшей степени приятно.
208 год н.э. Молодой император из династии Хань увлекается птичками, поэтому от его имени страной руководит премьер-министр Цао Цао. Он решает присоединить к империи соседнюю территорию, У. Но лидер У Лю Бей, призвав на помощь еще одного руководителя независимой от империи земли Сунь Цюаня, дает Цао Цао бой. Армия империи огромна, хорошо вооружена и обучена, но два объединившихся соседа, уповая на свою веру и стремление к независимости, каким-то чудом ухитряются победить.
Ву взялся за экранизацию самого известного китайского литературного произведения, романа «Троецарствие», посвященного войне, которую некоторые даже сравнивают с Троянской. Есть версия, что Цао Цао затеял всю кампанию из-за женщины, красавицы-жены вице-правителя страны У, Чжоу Юя. Понятно, что при таком бэкграунде в любом случае получился бы интересный фильм. Из урезанного варианта исчезли многочисленные детали, укорочены оказались даже сами битвы. Разумеется, интереснее было бы посмотреть большим экраном полный вариант, но раз уж это не произойдет, то остается получать удовольствие от того, что предлагается. Первоначальное обаяние из «Битвы у красной скалы» в любом случае не исчезло.
Джон Ву мастерски скрестил в одной картине все, что формально необходимо для успеха зрелищного фильма «по-восточному»: все воюют, любят, музицируют, философствуют, пьют чай. Историчность сюжета и пыль веков на именах героев завораживают сами по себе, а к этому долго работавший в Голливуде Ву добавляет шарма совсем из другой оперы. Один из мятежных генералов, шумный обладатель косматой бороды, напоминает не столько древнего китайца, сколько сварливого гнома Гимли из «Властелина колец», да и ведет себя столь же хамовато (справедливости ради стоит заметить, что киногероя признали очень похожим на все хроникальные описания этого известного военачальника).
Для съемок батальных сцен в массовке работали около тысячи человек, и они делали все в реальном пространстве (подобно тому, как в картине «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» актеры выполняли трюки сами, с помощью тросов, компьютер лишь подправлял их движения). К тому же военные эпизоды основаны на старинной тактике — все эти построения типа «крыло гуся» или «черепаха» когда-то действительно использовались в бою. Известные либо просто очень красивые актеры (например, на роль Сяо Цяо, по которой страдает Цао Цао, была выбрана азиатская топ-модель Чилинь Линь), мелодраматические ответвления сюжета, спорт — солдаты армии Цао Цао увлеченно играют в некую игру с мячом, чем-то напоминающую футбол. Даже женский фактор — женщины играют в этой войне такую же важную роль, как и мужчины, и принцесса Сунь Шансян, не желающая выходить за того, кого назначит ей в женихи семья, а желающая воевать, отравляется в лагерь врага и достает жизненно необходимый для союзников план лагеря противника.
Даже восточная философия — стихии огня и воздуха помогают борцам за независимость выиграть битву, тогда как армия Цао Цао традиционно сильна на воде. Враги не делятся на плохих и хороших, Цао Цао скорее рационален (а ведь в европейской традиции в какой-то момент стали считать конфуцианство чистым рационализмом), а союзники — иррациональны, доверяя интуиции, чувствам и собственной вере. Наконец, великолепно выбранные и снятые пейзажи, изящно вплетающиеся в повествование, — буквально все работает на то, чтобы фильм впечатлил и понравился как можно сильнее. Несмотря на это навязчивое обилие, «Битва у красной скалы» в итоге и правда впечатляет и нравится.
Источник: rbcdaily.ru
|