Оккупированная Франция. Группа евреев с ножами, топорами и бейсбольными битами под руководством американца Альдо Рэйна (Брэд Питт) наводит ужас на фашистов снятыми с немцев скальпами и вырезанными на нацистских лбах свастиками. Вертлявая немецкая кинозвезда (Дайн Крюгер) вступает в сговор с британскими агентами и все с теми же евреями с битами с целью убить кого-нибудь из гитлеровской верхушки на кинопремьере очередной пропагандистской ленты. Молодая французская еврейка Сюзанна (Мелани Лоран), чью семью когда-то расстреляли на ее глазах, лелеет собственные чудовищные планы, ведь показ состоится в принадлежащем ей кинотеатре. Но заговорщикам противостоит достойный противник — изысканный полиглот полковник Ганс Ланда (Кристоф Вальц).
Тарантино вынашивал замысел и перекраивал сценарий около десяти лет, а затем отснял все меньше чем за год. На идею этого фильма режиссера вдохновила итальянская лента тридцатилетней давности с тем же названием от Энцо Кастеллари (последний даже сыграл у Тарантино в эпизоде нацистского генерала), но лишь вдохновила — получилось совсем другое кино. Фильм ждали, премьера его состоялась на Каннском фестивале, и, несмотря на приз за лучшую мужскую роль для Кристофа Вальца, критика отнеслась к картине спокойно. А в России после одного из закрытых московских показов на выходе из зала раздалось и такое мнение: «Скажем решительное нет подобному отношению к истории».
Вот это удивляет особенно. Стоило ли ожидать канонического исторического кино и соответствующего отношения к материалу от режиссера, заявившего свой фильм как фильм о мести. К тому же от такого, как Тарантино, давшего своим героям (традиционно — лютым отморозкам) возможность отомстить по-крупному. С историей он поступил решительно, зато что у него не отнять — так это залихватского азарта, с которым он делает невозможное возможным.
«Бесславные ублюдки» очень логично смотрятся на фоне вала фильмов о Второй мировой войне и нацизме, накатившего на зрителя за последние годы. Апофеозом был 2008 год, когда на экраны мира с предварительным прокатыванием на крупнейших фестивалях либо с особо навязчивым пиаром вышли «Чтец», «Воскрешенный Адам», «Операция «Валькирия», «Мальчик в полосатой пижаме». Вообще же начиная с середины 90-х выходило в среднем по одному особо запомнившемуся крупному проекту ежегодно. Является ли зачинателем этой новой волны Спилберг с его «Списком Шиндлера» и очень личным отношением к холокосту? Может быть. Хотя, скорее имеет смысл вспомнить о «Европе» Ларса фон Триера. Фильм-стиль, фильм-гипноз, он даже своим названием намекал на причины новой актуальности темы. Объединяющейся Европе (в которой, кстати, Германия играла особую политическую и экономическую роль) нужна была культурная и историческая самоидентификация, и в истории XX века трудно найти нечто более подходящее для этой цели, чем Вторая мировая война. Стоит ли удивляться тому символическому совпадению, что фильм Триера вышел всего за год до подписания Маастрихтского договора, наконец оформившего Европейский союз.
Но в итоге эта волна стала казаться несколько навязчивой, особенно после фильма «Операция «Валькирия» с Томом Крузом в ролях главного героя и продюсера этого разрекламированного и в отличие от многих своих предшественников удивительно беспомощного с точки зрения киноискусства события. Кто-то должен был развернуть поток совсем в ином направлении или хотя бы показать, что можно и по-другому, и этим кем-то и стал Квентин Тарантино. «Сейчас ты будешь слушать мой голос. Он перенесет тебя в самое сердце Европы и станет твоим проводником. Сейчас я буду отсчитывать от одного до десяти, и когда я произнесу «десять», ты окажешься в Европе». Именно это он и сделал, перенеся своего зрителя в свою собственную Европу, в которой он творил то, что ему вздумается.
Кстати, вот интересно, что сказал бы на этот счет сам Тарантино. Не исключено, что, подобно известному простодушному киногерою, он просто бежал и ничего такого в виду не имел.
Источник: rbcdaily.ru
|