Очередная лента Мартина Скорсезе выходит на наши экраны. Она называется «Остров проклятых», и в ней мы вновь встретимся с Леонардо Ди Каприо - последней актерской «зазнобой» Скорсезе. Это четвертая картина, которую режиссер и актер делают совместно. Предыдущие - «Банды Нью-Йорка», «Авиатор» и «Отступники» - похоже, спаяли этот тандем накрепко: под руководством Скорсезе Ди Каприо возмужал, как актер и из суперзвезды превратился в одного из величайших артистов нашего времени.
И вот теперь - «Остров проклятых»:
- Я являюсь поклонником романов Денниса Лихейна, - сказал Скорсезе в онлайновом интервью. - Прочитал все его книги. На мой взгляд, в современной американской литературе нет имени более привлекательного, чем Лихейн. И «Остров проклятых» показался мне наиболее подходящим для экранизации. Эх, жаль я «Мистик-ривер» пропустил!..
- Чем вас так заинтересовал роман?
- Во-первых, временем. Обычно у Денниса сюжет раскручивается в настоящем времени, как в «Мистик-ривер» или в «Глотке перед битвой». А тут - 1954-й. Начало холодной войны, Мерилин Монро выходит замуж за Ди Маджио, Берлинская конференция, Гамаль Абдель Насер становится премьер-министром Египта... Общемировая ситуация понятная. А на острове Шаттер, расположенном в Массачусетской бухте, происходят таинственные события. И это не только убийства. Сам дух того времени как бы вселяется в пациентов психиатрической клиники Эшлкифф, расположенной на маленьком клочке земли. И они начинают творить невообразимое зло.
- Вы предпочитаете в своих фильмах показывать персонифицированное зло?
- Я бы предпочел вообще не показывать зло, если уж на то пошло. Но, к сожалению, без этого никак не получается: зло на поверку оказывается оборотной стороной добра. И без одного не бывает другого. А в наше время - даже если брать время действия «Острова проклятых» - добро и зло спаялись накрепко. Объединились. Моральные качества в основном куда-то улетучились. И получилось так, что вроде бы и греха-то никакого нет. Потому что нет «грешной меры» - попробуй, пойми, что такое грех, когда праведников не осталось.
- Но искупление грехов осталось?
- Только в церкви. В обществе, на мой взгляд, давным-давно ни о каком искуплении речь не идет.
- Вы занимаетесь изучением зла всю свою творческую жизнь. Что вас на это подвигло? Ваше детство?
- Я жил в Квинсе, относительно благополучном - по сравнению с другими - районе Нью-Йорка. Он назывался «Маленькой Италией». Но я великолепно помню все те завораживающие истории о бандах и убийцах нашего мегаполиса, которые росли на прилегающих к Квинсу улицах. И поэтому, так как в нашей семье католическая жилка сильна, я довольно серьезно намеревался стать священником. До сих пор, кстати, не совсем понимаю, что меня остановило от поступления в семинарию... Но после того как я поучился у Кормана (Роджер Корман - режиссер «класса Б», у которого, однако, учились и снимались все великие постановщики и актеры нашего времени: от Копполы до Николсона - Прим. ред.) и пообщался с моими будущими друзьями, понял, что все те страшилки, которые я слышал в детстве от приятелей или от взрослых, на самом деле живут со мной бок о бок. Что они вполне реальны. И что зло не имеет границ. В Квинсе ли, на Манхэттене, в Бронксе - неважно. Все люди изнутри горят огнем, в каждом сидят демоны. И мне стало интересно выпустить все это наружу. Я выбрал кино.
- На ваших картинах выросло целое поколение современных кинематографистов. Вас многие называют «идейным вдохновителем» или даже «руководителем». Вам приятно такое слышать?
- А кому было бы неприятно? Я радуюсь, когда слышу, что «Злые улицы» - это уже классика. В середине 80-х я не был так уверен в том, что выбрал правильный путь. Может быть, думал я тогда, надо было снимать телесериалы и не рыпаться. Денег давали мало, некоторые фильмы провалились в бокс-офисе. Но потом был Том Круз, Пол Ньюмен и «Цвета денег» - и я опять влился в обойму. Боюсь, что за этот фильм меня поклонники не похвалят - зато после него я смог снять «Последнее искушение Христа», вновь начать делать то, что мне интересно. Так же, кстати, поступал гениальный итальянский режиссер Дамиано Дамиани: он снимал фильмы про мафию, которые нравились зрителю. А когда зарабатывал достаточно денег, делал что-то для себя, то, что ему близко. Таким образом, появилось «Расследование», картина об убийстве Христа и о следствии по этому делу. Мне Харви (Кейтель, актер, близкий друг Скорсезе. - Прим. ред.) рассказывал, он у него снимался в роли Пилата. Я послушал это, послушал... И снял его в роли Иуды (в «Последнем искушении Христа». - Прим. ред.)!..
- Ходили слухи, что вы намереваетесь снять фильм о Дине Мартине (знаменитый певец и актер 50-60-х гг. - Прим. ред.)?
- К сожалению, не получилось. Да, очень хотелось снять картину в стиле «свингующих 60-х», но не вышло. Проблемы со студией, как обычно. Но теперь, надеюсь, что сделаю картину о Синатре, близком друге Мартина.
- О чем именно? У Синатры такое количество самых разных граней...
- О его голосе - совсем немного. В основном о том, как он был связан с мафией. Зрителям нравятся такие истории. К тому же это так в «духе Скорсезе»! Какой же Скорсезе без мафии!..
- Вы учредили два фонда: сохранения американских фильмов и сохранения мировых фильмов. Почему?
- Я как-то раз засиделся допоздна у телевизора, смотрел ночной киноканал. И вдруг по нему показали совершенно очаровательную ленту «Йилен», ее снял малийский режиссер Сулейман Сиссе. И я подумал: много ли людей в мире станут смотреть африканское кино в половине третьего ночи, когда им завтра на работу? Мы к тому времени лет пятнадцать трудились в Фонде сохранения американских фильмов и сумели отреставрировать приблизительно 500 картин. И я решил создать Международный фонд сохранения фильмов, чтобы наследие режиссеров из Буркина-Фасо или Микронезии не пропало, и эти фильмы можно было бы смотреть в кинотеатрах.
- В своих картинах вы частенько снимаете рок-музыкантов в эпизодических ролях.
- Я люблю музыку и люблю рок как одну из музыкальных форм. Тут уж ничего не поделаешь: «Маленькая Италия», в которой я вырос, была насквозь пропитана музыкой. И поэтому у меня в «Последнем искушении Христа» появляется Дэвид Боуи или Игги Поп в «Цветах денег». Я считаю музыкантов самыми лучшими актерами в мире - на несколько киносекунд, конечно.
- Ваши ближайшие планы?
- Сейчас я буду снимать «Молчание» с Дэниэлом Дей-Льюисом, с которым работал на «Бандах Нью-Йорка», и с Бенисио Дель Торо. Также, вероятнее всего к нам присоединится Гаеэль Гарсия Берналь. Это фильм по роману Сюсаку Эндо о миссионерах-иезуитах, которые бродят по дорогам феодальной Японии и пытаются привить синтоистам христианство. Затем - вероятно, «Синатра».
Только факты
Мартин Скорсезе часто сопровождает фильмы музыкой «Роллинг Стоунз», особенно песней «Укрой меня», которая звучит в «Злых улицах», «Славных парнях», «Казино» и в «Отступниках».
В Нью-йоркской Школе кино обучал таких режиссеров, как Спайк Ли и Оливер Стоун.
Страдает от астмы.
Живет в Нью-Йорке.
Дружит с Робертом де Ниро и Харви Кейтелем.
Любимым фильмом считает «Гражданина Кейна» Орсона Уэллеса.
Сейчас женат пятым браком на продюсере Хелен Моррис.
Источник: baltinfo.ru
|