Из Киева в съемочную группу картины «Ко мне, Мухтар!» (1964) пришла телеграмма «Моя собака хочет сниматься вашем фильме Инженер Длигач». Кинопрофессионалы вначале только посмеялись...
Ленинградский писатель Израиль Меггер как-то зашел в музей криминалистики. У экспоната чучела собаки стоял седой человек. Они познакомились, и майор в отставке Павел Бушмин рассказал историю своего верного друга Султана. Меттер написал вначале повесть, а потом и сценарий. Режиссер Семен Туманов приступил на «Мосфильме» к созданию картины.
Но все дело было в том, что найти подходящую овчарку на роль Мухтара оказалось очень непросто. Первой пришла мысль попробовать занять в фильме служебно-розыскную собаку, специально выдрессированную, умеющую преследовать и задерживать преступников. В питомнике отобрали двух разновозрастных овчарок, т.к. действие происходило в течение 10 лет. Но бесстрашные служаки оказались совершенно неподходящими для кинопроцесса. Они боялись света, шума, толчеи — всего того, что неизменно происходит на съемочной площадке. Исполнитель роли Глазычева, Юрий Владимирович Никулин вспоминал: «Режиссер, оператор, директор картины смотрели на Байкала и Мухтара умоляющими глазами. Проводник растерялся, чувствуя себя виноватым. Но собаки не поддавались. Больше всего они боялись ветродуя. Как только включали ветродуй, у собак от страха прижимались уши». Картина оказалась на грани закрытия.Поэтому над телеграммой из Киева посмеялись, но все же отправили в столицу Украины дрессировщика. Тот оценил великолепные качества Дейка, к тому же уже имевшего опыт работы в кино.
Юрию Никулину предстояло найти общий язык с весьма серьезным партнером. Только через две недели у овчарки при виде актера стал приветственно шевелиться кончик хвоста. Еще через пару дней , по команде Длигача и очень неохотно, Дейк принял из рук Никулина кусок колбасы. Спустя еще какое-то время хозяин на прогулке передал ему поводок. Как-то утром Дейк разбудил Никулина, чтобы идти на прогулку. Юрий Владимирович был счастлив — ведь собака его признала, раз подошла к нему первому.
Но Длигач остудил восторг — Дейк, конечно, разбудил его, а уж хозяин дал команду будить актера.Для Никулина и овчарки придумали еще одно испытание. Партнеров посадили в клетку, а множество народа стало кричать, бить в клетку палкой и всячески нервировать Дейка. Когда собака стала яростно лаять и кидаться на прутья, стало понятно, что она защищает друга и можно приступать к съемкам.
Первым должен был сниматься эпизод, где Мухтар преследует преступника, а полковник спрашивает проводника, возьмет ли собака след на сильном морозе. «Он постарается», — отвечает Глазычев. Но нужно было, чтобы Мухтар выкусывал кусочки льда из-под когтей. А как это снимать? Длигач тут же придумал хитрый ход — он вложил между когтей Дейка кусочки леденцов. На крупных планах следовала команда о выкусывании, и она охотно исполнялась. А ведь съемки происходили при зверском морозе в 30 градусов, но Дейк, как истинный профессионал, не обращал внимания ни на ветродуи, ни на свет ламп.Его актерские способности оказались выше всяких похвал. «Всех потрясло поведение Дейка во время съемок эпизода, когда Мухтару после ранения делают операцию, — вспоминал Никулин в книге «Почти серьезно».— Дейка положили на операционный стол и только включили свет, как он вдруг ни с того ни с сего начал тяжело дышать — создавалось такое впечатление, что собака больна».
Роль нехорошей хозяйки Мухтара, отдавшей его в питомник — одна из немногих отрицательных ролей, сыгранных Аллой Ларионовой. Поскольку по сюжету собака должна была бросаться на бывшую владелицу, пришедшую навестить ее через год, актрисе предлагали замену в кадре дублершей. Но она отказалась. Инженер по технике безопасности потребовал у Длигача расписку в том, что он берет всю ответственность за жизнь Аллы Ларионовой на себя. На всякий случай на руку актрисе надели несколько защитных колец. Михаил Длигач утверждал, что если она в момент нападения выставит вперед руку, то собака вцепится именно в эту руку. И вот вся группа замерла от волнения. Ведь смотреть, как одна из самых красивых актрис отечественного кино подвергается опасности, было просто жутко. Ларионова, согласно сценарию, пошла по снегу и позвала собаку. Дейк немедленно прыгнул на нее, повалил в снег, с ожесточением вцепившись в руку. Следом за ним бросился хозяин. На ходу крича «Фу, фу!», он оттащил Дейка. Но дубль оказался безнадежно испорченным. Так же нервы Длигача не выдержали и на втором дубле. Тогда режиссер Сергей Туманов дал Никулину совершенно необычное задание — когда собака бросится на Ларионову, на несколько секунд задержать Михаила Давидовича.«Мотор!»— прозвучала команда. Дейк бросился, актриса выставила вперед руку, и пес вцепился в нее. Я в это время схватил сзади Длигача за полушубок и держал что есть силы. А он, хотя с виду и тщедушный, развернулся и ударил меня в скулу, да так сильно, что я упал в снег. Так сняли этот кадр...»,— вспоминал Юрий Владимирович.
Михаил Длигач очень хотел, чтобы у фильма о Мухтаре было продолжение. В известном смысле его желание исполнилось — ведь 40 лет этот прекрасный фильм не сходит с экрана, а уж сколько овчарок получили кличку Мухтар благодаря кино и не сосчитать.
Автор: Элла Фурманская
Источник: ynik.info
|