Режиссер фильма «Царь» Павел Лунгин считает, что протест против его ленты – ни что иное, как языческое обожествление власти. Фильм «Царь» повествует о событиях 1565-1568 годов, когда Русь терзали голод и Ливонская война. Царь Иван IV, прозванный Грозным, видит вокруг себя только предательство. Его верные опричники буйствуют, разоблачая мнимые заговоры. Ушедшего от кровавого кошмара митрополита Германа сменяет на духовном посту друг детства царя Федор Колычев, нареченный Филиппом. Но и он не долго может смотреть на творимые опричниной зверства. Возвышая свой голос против грозного царя, митрополит обращает гнев на себя.
Трейлер к фильму "Царь" (2009)
Роль Ивана Грозного в этом фильме исполнил Петр Мамонов, а митрополита Филиппа сыграл Олег Янковский. Для Янковского эта роль в кино стала последней. Представляя фильм «Царь» в Москве, режиссер картины Павел Лунгин попросил зал почтить память ушедшего актера минутой молчания.
После премьеры Павел Лунгин побеседовал с корреспондентом GZT.RU.
- Павел Семенович, царей в современном кинематографе принято либо не замечать, либо возвеличивать. Почему вы решили отойти от этой традиции? В истории надо правильно расставлять акценты. Да, был Иван Грозный, великий царь. Кто-то его любил, кто-то боялся. Историческая личность. Но мало кто помнит, что одновременно с ним жил великий человек – митрополит Филипп. Человек уникальный, философ, инженер, архитектор, изобретатель, очень много сделавший и для Руси и для Церкви. И мне в фильме хотелось приоткрыть именно эту часть истории, указать на личность Филиппа.
- И ни на какой особый регламент отношений, который, по-вашему, должен существовать между церковью и светской властью, вы не намекаете? - Это совершенно неправильный подход. Фильм «Царь» – это конфликт двух личностей. И Филипп не представлял церковную власть, он был митрополитом, но был одинок в своем стремлении. Его не поддерживал Архиерейский собор. Они предали его, это очень печальная история, участвовали в суде над ним, ложно свидетельствовали против него. Это не конфликт структур. Это конфликт двух взглядов на жизнь, на Бога, на страну, это конфликт вокруг любви. Главное из чего исходил, мне кажется, Филипп, он считал, что заповеди Христа едины и для царя и для народа.
- Вопрос в определенном смысле технический. У фильма очень специфическая цветовая гамма. Лица землистые такие, почти коричневые. Почему выбор пал на такую палитру? - Это выбор нашего замечательного оператора из Америки Тома Стерна, номинанта на «Оскар», и обладателя престижных наград (Том Стерн был номинирован на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу в фильме «Подмена» в 2009 году, в этом же году он был номинирован на премию «Сезар» и приз Британской киноакадемии – прим. GZT.RU). Он прекрасно снял этот фильм, почувствовав настоящий дух средневековья.
- Вам не кажется, что, передавая этот самый дух средневековья, со всей присущей ему жестокостью, вы несколько перегнули палку? - Ну что вы... Я до такой степени все отретушировал и смягчил. У меня просто не хватило духа и сил показать хотя бы одну пытку, из описаний, которые я прочитал. В фильме есть только одна казнь и одна пытка. Это немного. В современных фильмах кровь льется рекой. Мы же с Томом Стерном пытались снять это так, чтобы люди поняли, что это больно, что это не игра, что это не клюквенная кровь. Но весь ужас мы старались передать так, чтобы зритель мог это вынести.
- Воспринимаете ли вы фильм «Царь» как творческое продолжение фильма «Остров»? Есть ли между ними связь? - Конечно. Мой друг Андрей Плахов замечательно написал в статье, что по сути дела образ этого монаха из «Острова» в фильме «Царь» раздвоился. Одна половина его, светлая, отошла к Филиппу, а темная его, смутная половина оказалась с Иваном Грозным. Поэтому для меня это продолжение того проекта.
- Но «Остров» был однозначно тепло воспринят представителями церкви, а на фильм «Царь» некоторые священники отреагировали обратным образом. Вы ведь в курсе, что «Главный хоругвеносец» Леонид Симонович назвал фильм «кощунственным» заявил, что вы «перешли на сторону тьмы», выступил против вашего фильма лично и даже провел некую акцию? - Ну если сожжение афиши фильма Симоновичем – это протест… Я правда не Филипп, и против сожжения, но если он так хочет – пусть жжет афишу. Подобное, конечно, глубокое заблуждение. На мой взгляд, это то самое обожествление власти, языческое, ужасное. Нам Христос дал свободу и отнимать эту свободу не могут ни хоругвеносцы, ни лично Симонович. Потому что человек свободен и власть не есть Бог.
Источник: gzt
|