Молодая пара решает зафиксировать на камеру таинственные происшествия, которые случаются у них дома, пока они спят. То, что они видят на записи утром, меняет их жизни навсегда. Любительский мокьюментари-ужастик, снятый за 15 тысяч долларов и уверенно шествующий в мировом прокате к 100 миллионам долларов сборов, телепортирует кошмар прямо к вам домой. Сможете ли вы спать, зная, что нечто бесплотное у изголовья кровати жадно за вами наблюдает?
Главное в хорошем хорроре - изобрести свой, уникальный механизм "пугания", чтобы зрителю стало не по себе. В век, когда кино вовсю экспериментирует с псевдо-документальностью (на западе даже придумали специальный жанр - "мокьюментари") и выходят снятые чуть ли не любительской камерой фильм-катастрофа ("Монстро"), зомби-апокалипсис ("28 недель спустя") и научная фантастика ("Район № 9"), "Паранормальное явление" рано или поздно должно было случиться.
Фильм, снятый талантливым новичком Ореном Пели в собственном доме, вполне заслуживает той дикой славы и сумасшедших денег, которые на него обрушились, потому что им создан механизм кино-страха нового века. "Паранормальное явление" смотреть не страшно - настоящий ужас приходит потом, когда ночью в собственной постели начинаешь прислушиваться к странному шороху, нарушившему тишину, пытаясь угадать в нем чье-то бормотание на неизвестном никому языке. "Паранормальное явление" поселяет ужас рядом с тобой - и это не монстры под кроватью и не маньяк с ножом, а неотступное бесплотное присутствие, которое может выдавать любой скрип и стук - незаметные раньше звуки, от которых теперь с криками разбегаются мурашки.
Механизм страха, созданный Пели (которому уже выделили производственный бюджет в 5 миллионов на постановку "Зоны 51"), до безобразия прост. Пугает неизвестное - и автор "Паранормального явления" сконструировал ужас из известного всем сюжета про демонов, вселяющихся в людей, и событий, которые необъяснимы - но абсолютно реальны и возможны.
Новый потенциальный стомиллионник не блещет умом - ни смысла в нем особого нет, ни остроумных запоминающихся диалогов, ни идеи. Кроме формы подачи, фильм не привносит в жанр, в котором работает, ровным счетом ничего нового.
"Паранормальное явление" работает на уровне физиологии - вроде страшных историй, рассказанных тебе с друзьями на чердаке кем-нибудь постарше, кошмары из которых ты уносишь потом с собой - бесплотными, но ощутимыми. Актеры - совершенно обычные, рядовые лица из толпы (это может случиться с каждым!). Все действие в доме, попадающее в кадр, подчинено единому принципу - не перейти черту, отделяющую естественность от постановочности.
Никакой нарочитой музыки, речей в камеру и фокусировки на лицах - лишь нечто невидимое и потустороннее, ощутимо присутствующее рядом с нами. Реальность происходящего и напряжение нагнетают страшную атмосферу такой плотности, что начинает пугать любой непонятный звук. Фильм то напрягает, то отпускает, и чем дальше, тем цикл становится все короче.
И это действует на том же физиологическом уровне - умом знаешь, что эта дверь захлопнулась, потому что ассистент за веревочку потянул, а по спине все равно - неприятный холодок. Как в детстве, когда при включенном свете ты видел, что страшный силуэт в шкафу - просто пуховое одеяло, но кто, блин, знает, во что оно превратиться в темноте?
Автор: Дмитрий 'Римайер' Жигалов
Источник: kinonews
|