Фильм «Чудо» Александра Прошкина впервые был показан в рамках конкурсной программы последнего Московского кинофестиваля и получил специальный приз жюри. Он посвящен странным событиям, случившимся в середине прошлого века в СССР, с которыми и сегодня не все ясно.
История, приключившаяся в 1956 году в Куйбышеве, известна как «стояние Зои». Во время новогодней вечеринки девушка схватила со стены икону Николая Угодника, заявив, что будет с ней танцевать, да так и застыла с иконой в обнимку. Пришла в себя она лишь через 128 дней. Все это время власти безуспешно пытались остановить ходившие в народе слухи.
Точно сказать, было это или не было, сегодня сложно. Авторы фильма утверждают, что большинство документов сгорело в конце 90-х годов во время пожара в здании куйбышевского архива. Сценарист Юрий Арабов историю о Зое слышал в детстве, но всю жизнь считал ее сказкой. Когда же он узнал факты, убедившие его, что такое и правда было, он написал сначала повесть, а потом и сценарий фильма. Режиссер Александр Прошкин пригласил на главные роли Константина Хабенского, Сергея Маковецкого и молодую актрису Марию Бурову, которая очень убедительно сыграла застывшую героиню.
Провинциальный Гречанск, канун Нового года, долговязая деваха в бигудях Татьяна (Мария Бурова) распекает мать за ее религиозность. И вообще обращается с матерью отвратительно: выгоняет ее из дома, потому что ждет в гости друзей, других молодых и здоровых атеистов. Во время вечеринки ей одиноко, потому что ее столичный воздыхатель не приехал. Распаленная алкоголем, она хватает со стены икону Николая Угодника, заявив, что будет танцевать с ней. Да и застывает с иконой в обнимку.
Город взбудоражен. Дом оцепили милиционеры, а люди рвутся к Тане, чтобы увидеть, а вдруг божественные чудеса, вопреки советской идеологии, и впрямь существуют. Разбираться с чудом и с народными волнениями будут местный уполномоченный по делам религий (Сергей Маковецкий), священник (Владимир Шамиров) и журналист газеты «Правда» (Константин Хабенский). Журналист окажется тем самым Татьяниным воздыхателем. Он приедет в город по заданию редакции, чтобы разоблачить «поповские сказки».
Странные события изменят жизнь почти всех героев фильма. И «Чудо» именно об этом. А не о том, что юные жители Страны Советов пили, грубили старорежимным родителям и не верили в Бога, а верующие люди в СССР, наоборот, все поголовно были ангелами. Это не столько точная фиксация куйбышевских событий (точностью тут и не пахнет), сколько история о том, как люди реагируют на чудо, как нечто необъяснимое способно менять их жизнь.
Интересно, что совладать с чудом у Прошкина способна лишь высшая советская власть в лице Никиты Хрущева (Александр Потапов). Советский лидер, нагрянувший в город, играючи выигрывает богословский спор у местного батюшки, строит по струнке всех участников событий. А затем с возгласами в стиле «не потерплю — разорю» идет лично разбираться с застывшей девушкой.
Может, это совпадение, что именно в этот момент Татьяне пришла пора очнуться. А может быть, на такое удивительное и запредельное явление, как советская власть, не способно влиять даже чудо. Советская власть в лице Никиты Сергеевича тут и сама подобна чуду. Не зря ведь он является перед жителями Гречанска самым неожиданным образом, буквально сваливается с неба — самолет Хрущева совершает в городе вынужденную посадку. Так или иначе, но перед советской властью чудо отступило.
Источник: rbcdaily
|