Постановщик " Годзиллы " и " Дня независимости " в своем новом фильме катастроф стер цивилизацию с лица Земли вместе с самим лицом Кто предупрежден, тот вооружен. Зная, что срок годности, отпущенный планете индейцами майя, истекает в декабре 2012 года, а новый фильм Роланда Эммериха, названный в российском прокате этими цифрами, идет притом 155 минут, каждый сделает свои выводы сам. Интересно, что фильм катастроф тем не менее все еще работает не в последнюю очередь благодаря хладнокровному, а местами и циничному мастерству постановщика " Годзиллы " , " Дня независимости " и " Послезавтра " .
Сразу скажем, что мастерство начинает извергаться наружу только после 40 нудных минут, на протяжении которых объясняется расстановка природных сил и человеческих ресурсов. Именно что ресурсов, поскольку герои индивидуумы с характером и нравом Эммериху без надобности, он, художник крупных движений и монументальных ходов, не мелочится. Если что-то движется, то сразу земная кора и великие цунами, а не какие-то там семейные отношения, в которых мужья, к примеру, взаимозаменяемы, а если срок годности какого-то из них истекает, то его отправляют молоться между шестернями подъемного механизма.
Заметно, что Эммериху вообще несвойственна сентиментальность. Рассыпаются в прах города, Сикстинская капелла погребает под собой епископов, раскрошенные штаты Америки кусками сползают в океан. Зрителю предлагается без ностальгии и слез сожаления по миру, который он знает и даже, наверное, любит, оценить масштаб и красоту зрелища распада, а по ходу действия еще и наподдать крылом самолета какому-нибудь зажившемуся архитектурному памятнику вроде Эйфелевой башни.
Никак не покидает ощущение, что в бюджете фильма поучаствовали московские городские власти. Русских, во всяком случае, неистовый Роланд точно не обидел. Президент России по фамилии Макаренко, правда, выглядит намного тусклее русского олигарха Юрия, вкладывающего в бокс, но ведь и бокс, пожалуй, будет позрелищнее, чем политика.
Ближе всего Эммериху радиоведущий-хиппи, тоже нисколько не дорожащий всей этой буржуазной культурой и материальными ценностями старого мира, свидетельствующими о его духовных высотах. Достаточно выразительный в темпераментном исполнении Вуди Харрельсона, этот персонаж комфортно устраивается на горе, словно в ложе огромного вагнерианского театра, и наблюдает рождение вулканов из сполохов огня, полет огненных ядер, пока божественная постановка не вовлекает в действие его самого.
Рассказывать о прочих фигурантах этой истории не особенно интересно, как неинтересно это было и самому Эммериху.
Он, занятый переездами земной коры и магнитных полюсов планеты, падением Северной Америки и возвышением ( в буквальном континентальном смысле) Африки, священно очистительными катаклизмами и прочими торжественными явлениями природы, все же не упустил возможности показать судьбу американского президента, благородного чернокожего старика, которого возмездие настигает в виде неуправляемого борта под " Кеннеди " .
Пока остальные герои, среди которых есть прекрасный Джон Кьюсак, спешат на построенные в горах Тибета ковчеги, куда посадочный талон стоит миллиард долларов, Эммерих подстраивает им все новые затяжные каверзы, лишь бы увлекающее его зрелище не кончалось. Лишь бы поворачивалось с экрана все новыми ракурсами, разрешениями и палитрой.
Источник: gzt
|