Вряд ли что-либо сможет противостоять такому голливудскому мастодонту, как «2012» Роланда Эммериха. Остальные картины, стартующие в российском прокате, представляют скорее авторское крыло: «Роскошная жизнь» Дерика Мартини, «Золотая молодежь» Стивена Фрая, «Карта звуков Токио» Изабель Койшет и «Чудо» Александра Прошкина.
«2012»
Конечная дата календаря Майя — 2012 год. Именно тогда частые вспышки на солнце приведут к исчезновению всего живого: тому поспособствуют извержения вулканов, бури, землетрясения, наводнения — все в одном флаконе, а шанс на спасение практически равен нулю.
Большинство фильмов Роланда Эммериха укладываются в достаточно простую схему: четыре-пять центральных персонажей со своими короткими историями, глобальная катастрофа (вторжение инопланетян, экологический кризис), игра на выживание со стихией и прочим, завершение в виде победного финала до которого добираются не все. «2012» построен по точно такой же схеме. Преимущество у него в одном — методов для разрушения планеты у Эммериха ощутимо прибавилось. Тут не только изменение климата, а также сдвиг тектонических плит, вулканы, повышение уровня влаги, образование впадин, засасывающих в себя небоскребы и целые улицы — радость для глаз и тяжкий труд для мастеров по визуальным эффектам. Закономерно, что прерывающие бесконечный калейдоскоп катастроф вставки с сопровождаемыми зрителем героями вызывают больше печаль; клишированность многих современных фильмов-катастроф вообще дело обычное, но каждый раз непременно вызывающее зевоту, а, то и раздражение.
Эммерих постановщик во многом любопытный. Временами балующийся отсылками к Голливуду прошлых десятилетий (тот же «День независимости» отчетливо намекает на пятидесятнические фильмы о «вторжении», «10 000 до н. э.» определенно цитирует картины о доисторических событиях, вроде «Когда царили динозавры»), часто он просто забывает о продуманном сюжете и диалогах. При этом, промежутки между погромами в его фильмах хоть по идее и должны лишь остужать зрительский пыл, давая передышку перед очередным комом взрывов и грохотов, но определенно не вгонять большинство из пришедших в спячку. Другое дело, что Эммерих, как и его коллега Майкл Бэй, в этом смысле абсолютно честен: кто хочет зрелища — тот его получит, пусть и с оговорками. Кому нужно что-то большее — пусть идет на что-нибудь другое. Видимо, не жалко. Зато вот «2012» выбивается из ряда, тем, что, как минимум, критиков очень приободрил и повеселил: на данный момент у него самый высокий средний балл из всех работ этого автора.
«Фильм сосредоточен на восьми или девяти больших, насыщенных спецэффектами эпизодов. Откровенно вялый сюжет нужен лишь для того, чтобы впихнуть в фильм еще одну катастрофу — они тут каждая невообразимее другой. Действие разворачивается, то в воздухе, то под водой, на земле и где еще только можно. В ходе фильма главный герой (играемый Джоном Кьюсаком) прогоняет каждое транспортное средство через огонь, землю, облака пепла, землетрясения, и воду, много воды. Фильм разворачивается, как такая поездка с приключениями, что-то вроде дня, проведенного в Диснейленде, где можно осмотреть все достопримечательности, которые только можно, не отдыхая или прерываясь, чтобы передохнуть. Мнения будут отличаться в зависимости от того, как вы воспримете увиденное: либо как прекрасное, полное удовольствий приключение или же в виде бесконечного ряда аварий, землетрясений, и взрывов», — пишет кинокритик Эммануил Леви.
«Роскошная жизнь»
В 70-х подросток Скотт Бартлер ведет достаточно унылую жизнь. Его родители постоянно проводят время в ссорах, сам Скотт вожделеет соседскую девушку, которая видит в нем исключительно друга. Еще больше хилый фундамент таких отношений разрушает роман их родителей, рискующий обернуться трагедией.
Американские независимые драмы явление, конечно, опостылевшее в своем однообразии. Статичная съемка, стандартные персонажи, общая серость и безликость американских глубинок. Подразумевается, что отсутствие студийных пут как-то подхлестнет авторскую фантазию и изобретательность (см. «500 дней лета»), однако на деле чаще всего выходит наоборот. На чем действительно выползают отдельные представители жанра, так на собственной искренности, предельной честности со зрителем. «Роскошная жизнь» братьев Мартини — выбивается из ряда подобным образом, это такой несколько облегченный вариант «Красоты по-американски» или «Ледяного шторма», пресный, но от того не менее увлекательный и трогательный, что подтверждает теплое отношение к нему зрителей и некоторое равнодушие критиков.
«Пригородная семейная драма стала настолько вездесущей, что жанр потерял всю свою привлекательность. Проблемы средних американцев за последние десятилетия похоже упираются в потерю невинности, личные несоответствия, нестандартные сексуальные развлечения, вопросы о деньгах и расторгнутых браках. Конечно, здесь есть несколько прекрасных актеров, безукоризненно выполняющих свою работу, но «Роскошная жизнь» смотрится, как будто сделанной для ценителей фестивального кино, не более», — Том Лонг, Detroit News.
«Золотая молодежь»
Пытаясь поправить собственное финансовое положение, молодой новеллист вместе со своей подругой знакомится с компанией молодых и озорных ребят, поглощенных алкоголем, декадентскими вечеринками и кокаином.
Писатель Ивлин Во — само олицетворение британского высокого вкуса и изящного юмора, пускай и местами несколько черного. Актер и шоумен Стивен Фрай — живой монумент безупречному английскому стилю и произношению. В кино их пути пересеклись шесть лет назад, когда Фрай задумал снять свой режиссерский дебют «Золотая молодежь», выходящий на российские экраны только сейчас. Временами свойственная актеру страсть к декадентству идеально наложилась на оригинальный текст романа Во «Мерзкая плоть», в результате чего «Золотая молодежь» получилась яркой и остроумной драматической комедией, неплохо оцененной критиками и зрителями, хоть от дебюта такого мастодонта британской культуры, как Фрай многие ждали и несколько большего.
«Кино, увы, местами сковано оригинальным сюжетом Ивлина Во, который полон слишком рваных эпизодов, трудно припаиваемых друг к другу в одном фильме. Фрай, романист, остряк, бонвиван, и к тому же прекрасный актер, в своем режиссерском дебюте не особо справился с тайной притягательностью порочных персонажей книги», — Стивен Хантер, Washington Post.
«Карта звуков Токио»
По вине испанского бизнесмена гибнет дочь влиятельного японского импрессарио. Сподручный азиата, влюбленный в покойную, нанимает девушку-киллера, чтобы та устранила испанца. А в девушку-киллера влюблен звукооператор, воспринимающий Токио в виде цепочки звуков.
Одна из самых эффектных современных постановщиц испанка Изабель Койшет в основном известна своими экзистенциальными драмами о хрупкости мира маленького человека «Моя жизнь без меня», «Тайная жизнь слов» и «Элегия». В «Карте звуков Токио» она пытается скрестить привычные для себя мотивы с японским колоритом одновременно в духе «Трудностей перевода» Софии Копполы, фильмов Сейджуна Судзуки и Кодзи Вакамацу, приправив все перечисленное эстетикой схожей с лентами Вонга-Кар-Вая. По мнению критиков, вышло очень даже неплохо, хоть и не идеально.
«Приятная для глаз и по большей части бесполезная романтичная драма испанки Изабель Койшет. Снятая в Токио, история представляет собой неопределенную помесь «Никиты» и «Последнего танго в Париже», но без динамики первого или общественного резонанса последнего. Слабый сексуальный флер некоторых сцен фильма мог бы помочь «Карте звуков Токио» распланировать свое попадание в определенные жанровые ниши на некоторых территориях. Но он не обеспечит критическую поддержку, которая ленте не грозит, судя по шиканью, которым сопровождался каннский пресс-показ картины», — Лесли Фелперин, Variety.
«Чудо»
1956 год, город Куйбышев (Самара). Неверующая девушка Зоя ждет возлюбленного в кругу гостей. Когда тот не является, она решает взять с полки оставшуюся икону Николая Чудотворца и потанцевать с ней. Проплясав по комнате пару кругов, Зоя останавливается и, несмотря на все попытки окружающих, не сходит с места в течение 128 дней.
Юрий Арабов — один из лучших современных отечественных сценаристов. Непревзойденный мастер по части препарированию зыбкости бытия, провокатор, бессменный творческий партнер Александра Сокурова, уже несколько десятилетий не перестающий удивлять, непременно шокируя зрителя, сбивая его с толку, ставя перед неоднозначным выбором и заглядывая в самые пыльные чуланы человеческой души. Последний раз Арабов заставил аудиторию разделиться на два лагеря в «Юрьевом дне», картине выигрывающей во многом именно благодаря сценарной основе, сейчас вот к выходу в широкий прокат готово «Чудо», поставленное Александром Прошкиным, автором «Холодного лета пятьдесят третьего» и «Михайло Ломоносова».
Стояние Зои — событие не вымышленное, зато туманное и противоречивое. Иных фактических доказательств, кроме свидетельств очевидцев и до сих пор не прошедших проверку на подлинность стенограмм бесед видных чиновников, как не было, так и нет. Основной аргумент в деле — рассказы местных жителей, и то, не видевших саму застывшую, а слушавших ее крики да заодно перекидывавшихся парой фраз с охранявшими Зоин дом милиционерами. Прошкин и Арабов не только иллюстрируют этот известный в России феномен, но и пытаются осмыслить его в соответствии с нынешним временем, подобрать некоторые ключи к произошедшему и поведать о судьбах тех, для кого «стояние» оказалось поворотным жизненным этапом.
«Я писал метафору нашего народа, который «выпал» из истории, но, может быть, еще оживет. Больше ничего. Хрущев мне нужен, чтобы показать: высшая светская власть и даже высшая духовная власть на самом деле бессильны. Силой обладает невинный ребенок, который берет икону — и девушка оживает», — рассказывает Юрий Арабов в интервью газете «Известия».
«В той же степени 10 лет назад не было повода обращаться к истории, рассказанной в «Чуде», иначе получился бы такой мистически развлекательный триллер. Сейчас я обратился к этой истории потому, что только ощущение чуда может заставить нас заглянуть в себя, понять, что мы существуем. В советское время была не жизнь, а бесконечная борьба за выживание. Сейчас мы снова приближаемся к этому состоянию. Просто параметры другие», — заявляет в интервью изданию GZT.ru режиссер Александр Прошкин.
Также на этой неделе стартуют «Окись» Тимоти Лин Буи и «Однажды в Версале» Бруно Подалидеса. В следующий уик-энд ожидается релиз второй части эпопеи «Сумерки» — «Новолуние», «Рождественская история» Роберта Земекиса, «Посылка» Ричарда Келли, альманах «Короткое замыкание» и многие другие фильмы.
Источник: Кинопоиск
|