В прокат выходит альманах о любви по-русски Сборник короткометражек снят пятью режиссерами из поколения тех, кому «немного за 30». Это Борис Хлебников, Петр Буслов, Алексей Герман-младший, Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников. Летом альманах с успехом был показан на «Кинотавре», а затем представлен в программе «Горизонты» на Венецианском кинофестивале.
В 20 минут каждый из режиссеров должен был уложить сюжет о любви мужчины к женщине. Никто не знал, что именно и в каком ключе снимают все остальные. В «Позоре» Бориса Хлебникова журналист вместо репортажа о прорыве трубы занимается соединением сердец. Увидев на гараже рядом с местом прорыва трубы душераздирающую характеристику некоей Оли, он идет искать девушку. Чтобы рассказать ей о силе чувств автора надписи. «Ощущать» Ивана Вырыпаева — история путешествия в Москву польской девушки, которую случайно встретившийся ей московский хулиган убеждает в преимуществах чувств над разумом. Девушка не поймет ни слова, чувства между ними не возникнет, и она, так ничего особенного и не ощутив, отправится домой.
Зато у Петра Буслова в «Срочном ремонте» чувства хлещут через край. В его истории есть даже что-то от сказок Андерсена. Глухонемой сапожник ремонтирует белые туфельки и фантазирует о том, какой может быть их хозяйка. Алексей Герман-младший в «Киме» поместил своего героя в психушку. В этом мрачном месте, где даже телевизор за решеткой, клоун Ким влюбился в медсестру, и его никто не понял. В итоге несчастный клоун обрел душевный покой, видимо, под воздействием лекарств.
В «Поцелуе креветки» Кирилла Серебренникова человек-креветка, рекламируя свой ресторан, целует прохожих. Костюм для этой промо-акции был создан такой, что скорее подходит для фильмов ужасов. Зато сама новелла невероятно смешная. Среди отмеченных поцелуем граждан будут бородатый рокер, пара милиционеров и даже пять дембелей, по виду служивших в ВДВ. Разумеется, поцелуи им не понравятся, и человеку-креветке достанется. Но затем он встретит девушку своей мечты, которая как раз в момент этой встречи решила утопиться.
Вряд ли тут можно говорить об исключительном пессимизме по поводу любви в современном мире. Если в начале первой новеллы зрителю показывают застывшее лицо молодого и уже страшно уставшего от жизни журналиста, то в конце — счастливые улыбки потрепанных, но полных надежд креветки и несостоявшейся утопленницы.
Другой вопрос, что все истории очень разные. Зарисовка Вырыпаева (для которого, кажется, важнее не о чем он снимает, а как) соседствует с очень содержательным рассказом о поисках Оли, из которого можно узнать даже такой, казалось бы, посторонний факт, что «при немцах был порядок». А грустная история клоуна в психушке, снятая словно намеренно вне времени, с актуальнейшей обстановкой креветочной промо-акции.
Понятно, что это альманах — и иначе и быть не могло. Но авторы попытались увязать в единое целое эти истории, сняв еще и новеллу о себе. И заодно лишний раз напомнить, что они представители одного поколения. В этой визитной карточке каждого из них просят выбрать что-нибудь попить. Кто-то заказывает эспрессо, кто-то — сто граммов водки. Кто-то, глядя внутрь себя, — воду без газа, кажется, только чтобы отстали. А Кирилл Серебренников, например, кипяток и лимон. Причем лимон — отдельно. И наверняка он действительно хочет именно кипяток. А потом закусит его лимоном. Режиссеры садятся в ряд и пытаются выглядеть как представители поколения. Эффект получился обратный — пять отдельных, очень разных персонажей. Тем и интересны и они сами, и их кино.
МАРИНА ЛАТЫШЕВА
Источник: rbcdaily
|