Чтобы понять, что франчайз «Сумерки» сам по себе — нечто совершенно уникальное, достаточно зайти на страничку голосования за второй фильм на IMDb, и убедиться, какие там кипят нешуточные страсти. Как можно легко заметить, неправы были те, кто называл это кино «чисто девчачьим», ведь вожделенные оценки там ничуть не отличаются, начиная со школьниц и заканчивая сорокалетними тётеньками. С другой стороны, если первый фильм серии год назад вызывал у мужской части населения лишь лёгкое раздражение (и средние оценки), то спустя год всё крайне обострилось, такого количества протестного голосования не удостаивались даже самые разнузданные трэшаки, чего уж говорить о романтическом фэнтэзи посреди дождливых лесов. Почему так? Будем разбираться.
«Сумерки» уникальны хотя бы тем, что современную бешеную популярность в не таких уже узких кругах они получили гораздо позже премьеры. Да, фильм неплохо стартовал, окупившись буквально в первый уикенд, да и первой книжке к тому времени было почти три года, выходил из печати третий том «Затмение», однако настоящим откровением для целевой аудитории, той самой, что в первом абзаце голосовала «за», сюжет о романтичных сверкающих на солнце вампирах и юных индейцах-оборотнях стал лишь после выхода на видео и появления в торрентах, когда рекой разливанной потекли в сеть восторженные отзывы юных барышень, тут же бросившихся читать, «что же там было дальше», раскручивая маховик набирающей обороты популярности саги в целом.
Первый фильм сам по себе также стал явлением уникальным, ведь чисто фанатское, узкоспециальное, снятое женщиной-режиссёром, женщиной-сценаристом по книге женщины-писателя для девочек-зрителей кино оказалось по-настоящему «народным блокбастером», против всех расчётов продюсеров и уж точно против мнения экспертов-кинокритиков.
Первый фильм был переполнен неловкостью — неловкость вызывала каждая первая сцена, пудра на лице главной героини порождала у нефанатов желание разорвать, а диалоги, кажется, вызывали смущение у самих актёров.
Но всё это было совершенно неважно, ведь фильм попадал в точку, чудесным образом ткнув пальцем в небо: именно такой романтики (вне привязки к столетним вампирам и школьницам-подросткам) хотели девочки-девушки-женщины во всём мире, а что женщина хочет, то вы ей лучше дайте, а не то она возьмёт сама, как верно сказано в замечательном советском «истерне». Неловкой, оступающейся на каждом шагу, утопающей в сиропе с сахаром и притянутых за уши коллизиях, но очень точно нацеленной романтики на грани, а то и за гранью. Это была победа.
А потому год спустя достаточно было повторить старый рецепт, постаравшись, убирая все неловкости, не выплеснуть из бадьи самую мякотку в лице означенной романтики, а также, вопреки сюжету книжки, постараться сделать так, чтобы в скрипте всё-таки было больше, больше, ещё больше Роберта Паттинсона.
Ибо ни для кого не было секретом, что и без того любимец зрительниц Гарри Поттера, после выхода «Сумерков» он окончательно стал новорожденным секс-символом, и если так пойдёт дальше, то к выходу четвёртого фильма знаменитая причёска начнёт одним своим появлением на экране вызывать цунами и землетрясения, а её носитель даже без вампирского грима займёт все десять строчек в рейтинге журнала “People”. Потому что женскому сердцу не прикажешь, а девичьему — тем более.
Что же касается неловкостей первой части, то первым делом продюсеры, с дозволения самой авторессы, всё-таки избавились от собственного ноу-хау, отказавшись от услуг Кэтрин Хардвик, и поставив на её место заслуженного компасоводца Криса Вайтца, а чтобы не было недомолвок-пересудов, сообщили фанатскому граду и миру, что, мол, у всех частей будет свой реджи (Дэвидом Слэйдом, режиссёром феноменального феминистического «Леденца», уже отснят материал для «Затмения», которое выйдет уже в июне, побив все рекорды скорости производства), так что не волнуйтесь, всё будет хорошо.
И, вы не поверите, стало хорошо. Если ваш покорный слуга, ничуть не относясь к целевой аудитории франчайза по чисто гендерным признакам, при просмотре первого фильма то и дело начинал подвывать и грызть подлокотник кресла, что также вполне можно трактовать по Фрейду как абсолютное попадание фильма в цель (см. сюжет «Новолуния»), то при просмотре второго, да, приходилось заранее делать скидку на получасовые диалоги и уж совсем зашкаливающий интерес мужеска пола к Белле Свон, но многострадальный подлокотник уже мог не опасаться за свою судьбу. Здесь хоть и говорят очень длинно, но говорят по-человечески, а не в стиле… некоторых… комментов… с многоточиями. Здесь вовсе не осталось топорных спецэффектов со столетними вампирами, лазающими по деревьям, аки пчела. Здесь Белла окончательно перестала косить под Гермиону. Здесь совсем нет школы, невесть зачем нужной в сюжете «Сумерков», зато есть шикарная визуальная находка Криса Вайтца в плане «шесть лет в ожиданьи прошло, ты всё ближе ко мне». В конце концов здесь Беллу больше не мажут белилами, да и самих Калленов гримируют куда спокойнее, не доводя до состояния напудренных средневековых франтов.
Другое дело, что на фоне старательно отпедалированного «призрака Эдварда» заматеревший «качок» Тейлор Лотнер, с самого начала понятно, потерял все виды на звание настоящего главгероя, но это уж ничего не поделаешь, см. «если женщина чего хочет».
В остальном же — романтика никуда не делать, став куда менее подростковой, хотя и ограничившись в который раз одиночным поцелуем «с белой простыни», «батальные» сцены с волками смотрелись уместно, финальная битва Каллена с Волтури походя обошла лучшие аналогичные сцены в ГП, и самое главное — опасения фанаток серии, что на второй части будет «нипарыдать», категорически не оправдались. Парыдать, и ещё как.
В итоге, несмотря на волну протестного голосования, необходимо признать, что стартовый успех «Новолуния» оказывается вполне логичным, а не просто данью успеху прошлогоднему, ведь выполнен главный наказ любому сиквелмахеру — делай больше, выше, лучше и сильнее. На фоне разворачивающейся сейчас в интернете бури страшно подумать, что будет при выходе третьей части.
Источник: Кинокадр
|