Хотя прошло уже больше года с момента, когда везде и всюду начали трубить о кризисе, поразившем российское кино, по-прежнему практически каждую неделю на экраны выходят отечественные постановки. И по-прежнему в большинстве своём с треском проваливаются. Всегда ли это следствие их низкого качества? Почему вообще это стало нормой?
Вопрос «почему?», на первый взгляд, кажется риторическим, если не сказать глупым. Поскольку каждый у нас прекрасно разбирается в кино и футболе, останови десять человек на улице, и все десять скажут, что кино у нас снимать никто не умеет, как никто не умеет играть в футбол.
Подобные заявления, конечно, излишне категоричны, но спорить с ними трудно. Можно лишь оговориться, что, в отличие от футболистов, российские кинематографисты, по крайней мере, не позорят страну на весь мир. И на том спасибо!
Да, парадоксально, но факт: невостребованность отечественного кино за пределами нашей необъятной родины можно воспринимать и как благо!
После этих слов я написал целую страницу, приведя массу названий и цифр, подтверждающих мысль о том, что последние три года отечественный кинематограф, всё ускоряясь, нёсся в пропасть.
Но, окинув взглядом написанное, понял, что у меня получается не авторская колонка под грифом «Мнение», а аналитическая статья с узкопрофильными выкладками, интересными единицам.
Так что эту страницу я уничтожил. Из всего, что на ней было, я, пожалуй, ограничусь одной прокалькулированной мной парой чисел:
В 2007 году на съёмки отечественных фильмов было потрачено в общей сложности 222 млн долларов, из которых в карманы инвесторов вернулось… менее 60 млн. То есть 27 процентов.
А вот уже данные, опубликованные независимыми экспертами : в общей сложности «за последние четыре года потери продюсеров составили 15 млрд рублей при общих затратах на кинопроизводство в размере 29 млрд».
Круто, да? Должен признаться, я уже давно задаюсь одним вопросом, который возникает всякий раз, как мне попадаются на глаза выкладки по сборам очередного российского блокбастера.
Вопрос в том, как выходит, что режиссёры и продюсеры после такого не только остаются живы и здоровы, но продолжают снимать убыточное кино? Я отнюдь не подстрекаю. Ведь коммерческий провал картины отнюдь не всегда говорит о её убогости.
Мне, например, искренне жаль Леонида Ярмольника, который жалуется, что спродюсированный им фильм «Стиляги» (по мне, один из лучших за последние годы), для того чтобы окупиться, должен был собрать 36 млн долларов, а собрал менее 17-ти.
По моему мнению, проблема, которая, в конце концов, привела нас к тому, что даже самые качественные и хорошо раскрученные постановки чаще всего проваливаются в прокате, окончательно сформировалась в 2008-м.
Давайте взглянем на тройку самых кассовых фильмов того года: «Ирония судьбы: Продолжение», «Адмиралъ» и «Самый лучший фильм». Список как нельзя более знаковый, потому что все три картины имели мощную поддержку телеканалов.
«Ирония судьбы: Продолжение» и «Адмиралъ» — Первого канала, «Самый лучший фильм» — ТНТ, который, конечно, не Первый, но тоже не пальцем деланный.
Это я к тому, что те несколько фильмов, создатели которых всё-таки получили свои деньги назад и даже заработали, вовсе не являются сливками в отношении своей художественной ценности.
Коммерческий успех вообще определяется удачностью картины в самую последнюю очередь. А в первую — тем, насколько громко удалось пропеть про неё в уши каждому потенциальному зрителю.
А «громко петь» у нас за последние годы научились. Причём петь, невзирая на то что чаще всего «песня» врёт в каждом слове. Драмы выдаются за мелодрамы, мелодрамы — за романтические комедии, а уж слова «первый» и «главный» автоматически приклеиваются к каждому проекту с солидным бюджетом.
Мастера кинопиара не гнушаются ничем и совершенно не думают о том, что кредит доверия к их «песням» небезграничен. И как по мне, в этом году он, наконец, исчерпался.
Нереально определить, какая российская киноподелка была последней каплей. У всех терпение имеет разные границы, и оно всецело зависит от количества потребляемой продукции. Тот, кто смотрит пару фильмов в год, может терпеть надувательство бесконечно долго.
В любом случае очевидно, что для всех это были масштабные постановки, провал которых весьма показателен. И если практически всем было глубоко наплевать на провал вышедших в 2007-м патриотических блокбастеров «1612» и «Слуга государев», нанёсших своим создателям ущерб в размере соответственно 9,1 и 7,4 млн долларов, то провал разделённого на две части «Параграфа 78» не оставил равнодушным никого.
Это был один из самых ярких примеров бурной реакции киноманов на студийные уловки. Им не понравилось то, что создатели картины не удосужились донести до зрителей тот факт, что вышедший в феврале «Параграф 78» — это лишь первая часть, которая обрывается на самом интересном месте и отдельно ничего не стоит.
Всего полтора года спустя сомнительный подвиг «П78» повторил «Обитаемый остров», разделение которого уже было воспринято как форменное издевательство. Причём едва ли к фильму были бы подобные претензии, получись он менее разочаровывающим в художественном плане.
Памятная фраза главного героя «Изображая жертву», сказавшего «Русское кино в жопе, один Федя Бондарчук — молодец», наводит на мысль, что для большинства последней каплей был именно «Обитаемый остров». Мол, уж если Бондарчук совсем не молодец, то к русскому кино вообще веры нет.
Пока ещё нет финальных данных по 2009 году, но, скорее всего, они будут катастрофическими. И вовсе не потому, что на дворе финансовый кризис. Практически все крупные отечественные постановки этого года принесли одно разочарование и провалились в прокате.
За «Обитаемым островом» и, увы, «Стилягами» последовали «Тарас Бульба» (17 млн долларов убытка!), «Запрещённая реальность», «Книга мастеров», а теперь и «На игре», которой, судя по данным первого уикенда», тоже не отбиться.
Что говорить о фильмах, идущих в ограниченном прокате, если даже эти, забивающие собой все экраны страны и вытесняющие конкурентов жёсткой рукой, не могут завлечь зрителей в кинотеатры?
На рекламу тратятся миллионы долларов, продюсеры, не моргнув глазом, говорят о рекламном бюджете в 5 млн, и что? Полупустые залы. И причина этому проста: люди больше не верят в отечественное кино.
Приглашай топ-звёзд, крути повсюду яркие ролики с лучшими моментами фильма — киноманы всё равно, выбирая между голливудским и российским фильмом, предпочтут пойти на первый.
Это логично. Жизненный опыт подсказывает, что шансы почувствовать, что зря потратил время и деньги, намного выше, если упорно поддерживать отечественного производителя.
Радостного в этом мало. Завоевать доверие вновь будет ой как непросто. Причём единичный успех какой-нибудь «Чёрной молнии», выходящей на экраны 31 декабря (а в её успехе я почему-то не сомневаюсь), делу поможет слабо.
Даже в самые тяжёлые постперестроечные времена оставались имена, в которые верят. Сейчас это Бекмамбетов и Эрнст. Однако и они не всесильны. Если Константин Львович даже возьмётся раскручивать все крупные отечественные постановки, провалы не прекратятся.
Потому что начинать надо с перехода на новый качественный уровень, который в нынешних условиях просто невозможен. Пока кино вертят люди, для которых распилить бюджет важнее, чем сделать хороший фильм, в России кино будет в том самом месте…
Ну, вы знаете.
Автор Александр Фолин
Источник: chaskor
|