Объявлены финалисты премии "Лавр" и призеры "Артдокфеста" Премия "Лавр" присуждается в области неигрового кино, и в минувшую субботу была вручена уже в 10-й раз — на церемонии закрытия фестиваля документального кино "Артдокфест". Лучшим неигровым фильмом признана "Глубинка 35х45" режиссера из Новосибирска Евгения Соломина. Лучших авторских фильмов оказалось два: все та же "Глубинка 35х45" и "Революция, которой не было" Алены Полуниной, созданная усилиями продюсеров из Финляндии и Эстонии.
В категории полнометражных телевизионных фильмов победило "Слово" — живая речь Александра Солженицына, запечатленная документалистом Сергеем Мирошниченко для канала "Россия". Лучшим короткометражным телефильмом признан "Второй" Ирины Васильевой, 40-минутный портрет, миниатюрный относительно большой летами и трудами жизни Григория Померанца. Лучшим просветительским фильмом названо популярное исследование "Метро" Елизаветы Листовой и Сергея Комарова, произведенное для канала "Россия".
Лучший документальный сериал — "Подстрочник" Олега Дормана, трибьют переводчице Лили ане Лунгиной, подарившей детям Карлсона, также от "России".
Лучшим дебютом признан "Саня и Воробей" Андрея Грязева. Эта оценка совпала с решением жюри фестиваля "Артдокфест", в лице театрального режиссера Анатолия Васильева, социолога Даниила Дондурея и журналистки Мариан- ны Максимовской, присудившего фильму Грязева гран-при. Лучшим полнометражным фильмом конкурса стал "Части тела" Марии Кравченко о молодых инвалидах, жертвах кавказской войны, основавших спортивную команду. Лучшей короткометражкой выбрали 14-минутную "Долгую дорогу домой" Александра Горелика.
Нетрудно заметить, что большинство картин "Лавра", включая и "Метро", держатся на мощном герое, будь то Эдуард Лимонов, входящий своим сюжетом в фильм Алены Полуниной, глыба Солженицына у Мирошниченко, диссидент, публицист, философ Григорий Померанц во "Втором" или личность переводчицы Лилианы Лунгиной в "Подстрочнике".
Впрочем, оба лауреата "Лавра" и "Артдокфеста", "Глубинка 35х45" и "Саня и Воробей", а также лучшие фильмы конкурса "Пирс Аполлоновки" и "Алеша", "Mono Лиза" и "Вокзал по средам", не говоря уж о портрете погибшего поэта "Борис Рыжий" Алены ван дер Хорст, предлагают вместо политики и социологии антропологию.
Иногда — метафорическую, как в "Алеше" эстонца Меелиса Муху, иногда — занимательную, аттракционную, как в "Пирсе Аполлоновки" Андрея Шварца из Австрии про украинскую провинцию, иногда — рассеянную в пространстве, как "Северный свет" Сергея Лозницы. В "Сане и Воробье" этот антропологический пафос донельзя лиричен и достигает художественной высоты лучших игровых картин, так что во время просмотра даже забываешь, что на экране документальное кино, что Саня, инфантильный гастарбайтер из Тулы, и переросток из далекого северного города по кличке Воробей действительно повстречались вМоскве, на "щебенке". Что в самом деле голодали, замерзали и все-таки надеялись, что их не обманут совсем, и думали, что жить еще можно, и каково это — в следующей жизни родиться вМоскве, хотя думать о таком может разве только сильно поддатый человек.
"Идиот! Мечтай о том, как до дома добраться", — кричит Саня Воробью, и это, вероятно, первый отечественный неигровой фильм, чем-то напомнивший "Мирную жизнь" Костомарова и Каттена, показывающий действительные страдания, но не ведущий к действительным злобе и отчаянию.
Впрочем, не ведут и усилия документалистов к каким-то значительным переменам. Фильмы до сих пор живут, как правило, в пересказе критиков и журналистов, хотя в этот раз, по подсчетам организаторов, на учрежденном Виталием Манским фестивале неигрового кино "Артдокфест" побывало не менее 20 тыс. человек. Но лейтмотивом церемонии "Лавра" прозвучало отсутствие интереса ведущих телеканалов даже к тому неигровому кино, которое они сами и производят. Из 21 конкурсного фильма девять картин созданы за пределами России на русском языке. Печально объяснять это тем, что там неигровое кино производят с пониманием целей, задач и отдачи, а в России — как спросонья, с мороза, случайно и вопреки.
Источник: gzt
|