Джон Ландау — личность поистине легендарная. Стоит ли говорить, что на его счету продюсирование самого кассового фильма в истории кино — «Титаника» Джеймса Кэмерона. Теперь обе голливудские величины снова работают вместе, и, судя по всему, более чем уверены в своем новом прорыве — картине «Аватар», уже показывающей отличные кассовые результаты и завоевавшей любовь, как зрителей, так и критиков. Ландау в 2009 году посетил Россию не раз, но самый последний его визит состоялся в рамках промо-тура, посвященного «Аватару». В Москве КиноПоиск и встретился с продюсером, чтобы поговорить с ним о том, как тот видит будущее своего последнего детища.
Много лет мы знали Вас, не только как продюсера «Титаника», но и «Соляриса», а теперь вы вернулись с новым фантастическим проектом. Можно ли сказать, что научная фантастика в кино испытывает возрождение? Что по этому поводу думают ваши коллеги-продюсеры?
Я думаю, что научная фантастика сейчас на подъеме, потому что она может служить отличной метафорой к нашему существованию. И сейчас идет такой своего рода экзамен, в ходе которого проверяется на устойчивость наш нынешний образ жизни, наша способность взаимодействовать друг с другом, и то, как мы относимся к тому миру, в котором живем.
Почему же столько лет этот жанр был, можно сказать, полузабыт? Из-за технологий, которые не позволяли ему развиться в достаточной степени?
Не думаю, что из-за технологий. Скорее из-за того, что та среда, в которой воспитывались молодые кинематографисты, не способствовала развитию интереса к этому жанру, она скорее аккумулировала интерес к музыкальным видео, комедиям и телевидению, традиционным экшен-фильмам. В ней не было большого упора на литературность, на рассказывание историй. Джордж Лукас обрел колоссальный успех с «Звездными войнами», которые опирались как раз на научную фантастику — ведь он был ее большим фанатом с детства. Я считает, что многие будут со мной солидарны в данном вопросе.
На ваш взгляд, как скоро фильмы, подобные «Аватару» станут более частым явлением?
Знаете, фильмы сродни «Аватару» создаются очень тяжело, ибо они оригинальны. Они не основаны ни на каком-то комиксе, ни на каком сиквеле, и для многих кинематографистов теперь это невероятно сложный шаг, начать все с нуля. Но я думаю, только преодолев большие трудности, вы придете к большому успеху.
В этом году мы видели много научно-фантастических проектов, которые были сняты за не очень большие деньги, но при этом принесли многократную прибыль. Значит ли это, что теперь можно создавать подобные жанровые проекты при гораздо более меньших затратах, чем раньше?
Фильмы срабатывают за счет тех историй, которые они рассказывают, неважно насколько велики у них производственные затраты. Это неважно. Чаще всего высокобюджетные картины стоят так много, потому что их создателям приходится создавать новые доселе невиданные миры, придумывать совершенно новых персонажей. И малобюджетные ленты и крупные проекты одинаково способны сорвать кассу. Ведь, как я уже сказал, вся суть в истории, в сюжете.
Вы в этом году уже в третий раз приезжаете с «Аватаром» в Москву, это ваша личная инициатива или по ту сторону океана стали больше уделять вниманию российскому кинопрому?
Оба варианта правильные. Два месяца назад мне довелось побывать в Санкт-Петербурге, тоже захотел стать частью развития российского кинопроцесса. И я думаю здорово, что российский кинорынок переживает такое большое расширение. Многие кинотеатры с тех пор, как в кино прошел «Титаник» теперь оснащены цифровым оборудованием, в них установлено высококачественное 3D. И я считаю «Аватар» также важен: он показывает всему миру каковы кинодостижения в США, позволяет понять, каков их принцип и достигнуть того же уровня.
Есть мнение, что 3D — это временная забава, игрушка лет на десять, чуждая человеческому глазу. Как считаете?
Считаю, что у 3D есть будущее. Просто раньше его качество было хуже, выглядело все ужасно. В трехмерном изображении мы видим саму жизнь, это же совершенно невероятный опыт, окно в другой мир для зрителя. И, как мне кажется, люди от него никогда не устанут.
После выхода фильма такого масштаба зрители и продюсеры часто требуют продолжения от создателей, но в тоже время Джеймс Кэмерон известен как создатель «законченных историй», только один раз вернувшийся к своим героям. Что ожидает Пандору?
Прежде всего, мы изначально делали цельную и отдельную историю. Но в тоже время, да - вспомните «Терминатор»! Он тоже был вполне законченный. Однако публика, идущая в кино, всегда хочет продолжения и тогда Джим пошел ей навстречу. Мир «Аватара» в этом плане схож с миром «Терминатора», он законченный, но открыт для новых сюжетов.
А на «Оскар» рассчитываете?
Знаете, «Оскар» — это для нас с Джимом не главное, мы делаем кино для публики. Если она примет фильм, то все замечательно. Что думает Академия уже не важно.
Как считаете, в рамках данной премии пора заводить отдельную номинацию для актеров, играющих в фильмах вроде «Аватара», то есть работающих при непосредственном участии высоких технологий или 3D?
Не думаю, что им для этого нужно заводить отдельную категорию. Ведь актеры, сыгравшие в «Аватаре», если и того и заслуживают, то в обычной номинации, без 3D. Актерская игра Зои Салдана — это именно ее игра, мы просто использовали CGI-технологии, точно также, как это делалось и до нас, только раньше накладывался грим. Вспомните Джека Николсона в «Бэтмене», Марлона Брандо в «Крестном отце» и Эрика Штольца в «Маске», там использовался так называемый протезированный грим. У нас актеры играют, как есть, без использования толщ грима, в при помощи компьютеров. Вот и все.
Источник: Кинопоиск
|