Что такое «тентпол» и почему студии так трепетно относились к нему до поры до времени? Какой жанр неожиданно стал востребован? Почему умирают «независимые» студии? Что происходит на рынке домашнего видео? Мы продолжаем знакомить вас с основными тенденциями в кинобизнесе.
Тирания тентпола
В русском нет адекватного перевода слова «тентпол» tentpole. В кино этот термин отвечает за проект, в который вложены огромные деньги и сопровождающийся крупной рекламной компанией. Он призван поддерживать на плаву студию (или телеканал), даже если другие проекты оказываются провальными.
В последнее время студии обернулись к тентполам, как никогда, заполняя свои графики релизов фильмами о супергероях, фантастическими боевиками и даже возвращениями «Индианы Джонса» и «Крепкого орешка». До тех пор, пока эти проекты моментально узнаются, легко продвигаются и привлекают повышенное внимание на Comic-Con, они своеобразный «верняк» для студии. Средние картины выбрасываются на обочину проката. Однако бывают и исключения. Мало кто ожидал успеха от первых комедий Джудда Апатоу, феномена «Страстей Христовых», «Паранормального явления» или «Мальчишника в Вегасе». В связи с этим студии готовы пересмотреть своё отношение к скромным проектам: в Голливуде не бывает незыблемых правил.
К примеру, одним из самых неожиданных успешных жанров стали ужасы а-ля «Пила». Фильм моментально стал франшизой, а другие студии стали снимать похожие картины.
Восход и закат спецподразделений
Студии перенаправляли фильмы, которые могут стать обладателями серьёзных кинопремий, в свои спецподразделения. Конгломераты считали, что они способны лучше создавать предоскаровский шум, нежели заманивать широкие зрительские массы. Правда, этот постулат нарушили фильмы «Птицы 2: Путешествие на край света», «Джуно» и «Маленькая мисс Счастье».
Однако по мере роста бюджетов фильмов, снимающихся на «независимых» ответвлениях крупных студий, их производство становилось невыгодным. Стоимость фильмов приближалась к средним голливудским проектам, а студии пытались хоть как-то скостить суммы, которые тратятся на блокбастеры. Поэтому спецподразделения стали урезать как по деньгам, так и по сотрудникам, а то и вообще закрывать. Paramount Vantage, выпустившая «Старикам тут не место», дышит на ладан, Warner Independent уже не существует, а Miramax уже давно не похожа на себя в молодости.
На сегодняшний день выжили только три «независимых» подразделения крупных студий: Focus Features от Universal, Fox Searchlight и Sony Pictures Classics. Следующим шагом стал запуск «микробюджетного» подразделения, решение о котором недавно приняли на Paramount. Студия планирует продюсировать по 20 фильмов в год с бюджетом не больше 100 000 долларов.
Нравится фильм? Смотри дома!
Когда-то казалось, что студии буквально печатают деньги. Особенно, когда продажи DVD достигли $24 миллиардов в 2006 году. Ещё никогда Голливуд не был настолько зависим от продавцов, к примеру крупные сети вроде Wal-mart внезапно получили право голоса. Правда, ненадолго: бизнес по продаже DVD начал постепенно сдуваться. В прошлом году он принёс студиям $21,6 миллиарда, а за уходящий год прибыли снизились ещё на 13 процентов.
Ожидается, что цифры продаж будут снижаться и дальше. Студии реагируют на этот факт и разворачиваются лицом в сторону услуги video-on-demand – видео по требованию. У него есть будущее, учитывая, что студии начали сокращать окна между кинопрокатным релизом и выпуском на домашнем видео. Разумеется, кинотеатры от этого не в восторге.
Нам осталось рассмотреть ещё три направления в кинобизнесе, которые стали важными за последние десять лет.
Источник: Кинопоиск
|