В начале 2000 года голливудские студии снимали фильмы, ориентируясь в первую очередь на американского зрителя. Тогда стандарт DVD был новым, и казалось, что он пришёл навсегда. Студии New Line и MGM ещё были крупными, а Pixar только начинали снимать компьютерные мультфильмы. Что изменилось за 10 лет?
Несмотря на то, что цифровые технологии изменили кинопрокат раз и навсегда, для студий это скорее хорошая новость: кино стали смотреть больше. Причём смотрят его теперь везде, где угодно, не забывая про кинотеатры, показавшие удивительную стойкость к экономическому кризису. Ожидается, что 2009 покажет рекорд по части сборов за год, преодолев цифру в 10 миллиардов.
Посмотрим на основные тенденции десятилетия. На Западе их подводят сейчас, тогда как многие в России ждут окончания 2010 года.
Международные отношения
Если раньше Голливуд обвиняли в том, что он варится в собственном соку, то теперь это не так. Некоторые фильмы теперь собирают за рубежом кассу большую, нежели у себя на родине, так что проверка данных от России или Италии стали для продюсеров таким же интересным занятием, как просмотр цифр от кинотеатров, скажем, Нью-Йорка. К примеру, «Ледниковый период 3» заработал 687 миллионов долларов в мире, тогда как в США мультфильм прошёл скромнее – 197 миллионов.
Sony впервые в своей истории сумела преодолеть в этом году планку в 2 миллиарда долларов по сборам за границей, благодаря релизам «2012» и «Майкл Джексон: Вот и всё». В это десятилетие по 2 миллиарда также зарабатывали Warner, Paramount и Fox.
Перестановки в верхах
Раньше студийные боссы выдерживали неудачные времена. Но теперь медиа-конгломераты не могут похвастаться терпением. За последние полгода полетели головы глав Universal Марка Шмугера и Дэвида Линде. Дик Кук ушёл из Disney, а Гарри Слоун из MGM. Такие действия акцентируют тенденцию к сокращению продолжительности пребывания глав студий на своих постах, а также сигнализируют о крупных изменениях в кинобизнесе.
Кто бы мог подумать, что DreamWorks начнёт десятилетие как конкурент Disney, а закончит, как её дочерняя студия? Comcast подумывает о приобретении Universal, а MGM вскоре пойдёт с молотка. Студийным боссам стоит запастись успокоительным.
Чужие деньги
Похоже, что Голливуду не придётся столкнуться с понятием «финансы поют романсы», вне зависимости от экономической ситуации. Студии привыкли к текучке инвесторов. Долгое время они подпитывались от немецких денег, но когда источники тевтонских друзей стали иссякать, Голливуд обратился к деньгам от интернет-проектов и страховых компаний, канадским хеджевым фондам, американским банкам и частным капиталам. Частные инвесторы вроде Филипа Эншуца, Томаса Тулла, Марка Кьюбана, Тодда Вагнера, Боба Яри и Райана Кэвэны раскошелились на основание компаний вроде Walden, Legendary, 2929 и Participant, став крупными игроками Голливуда.
Начиная с «Железного человека», Marvel Entertainment теперь самостоятельно финансирует фильмы по собственным комиксам. Благодаря сторонним капиталам, существует Lionsgate, была основана Summit Entertainment и поддерживалась жизнь Weinstein Co. и MGM. Даже немцы вернулись – они финансируют фильмы Джоэла Силвера.
После ипотечного кризиса всплыли новые ресурсы: нефтедоллары ближневосточных компаний и миллиарды из Индии. Дубаи и Абу-Даби дарят жизнь проектам Warner Bros. Индийская Reliance Big Entertainment вдохнула жизнь в начинающую было загибаться компанию Стивена Спилберга DreamWorks. Джерри Брукхаймер нашёл деньги в банке Barclays.
Источник: kinopoisk
|