Режиссеры и актеры новогодних кинолент рассказали о том, что осталось за кадром.
Они уже давно стали частью новогодних традиций. Начиная с декабря и до Cтарого Нового года, эти фильмы по несколько раз крутят все уважающие себя каналы. И каждый уважающий себя зритель в который раз пересматривает «Иронию судьбы», «Карнавальную ночь», «Чародеев», «Морозко», «Двенадцать месяцев». Но есть кое-что в этих фильмах, что все же мы не видели. О том, что осталось за кадром, рассказывают создатели кинолент.
Режиссер «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов вспоминает, что рождение главного новогоднего кинохита происходило не без трудностей: «Сначала убеждали чиновников — те видели в сценарии пропаганду пьянства, потом долго подыскивали актеров — ни один из планировавшихся вначале на роль не был утвержден». Самой критичной была главная женская роль. «Многие пытались сыграть Надю, — вспоминает актриса Светлана Немоляева. — Уже точно было известно, что Женю сыграет Мягков, и пробы делали с ним. Он, бедный, пока пробовался, выучил полроли. Я знала материал, потому что в театре шел спектакль по этому сценарию. Роль Нади была мечтой, но, увы. Я играла эпизоды и с пением, и с гитарой, я закатывала истерику Лукашину, когда видела его в квартире. На меня одевали разные парики, очки, меняли грим. Все суетились, выставляли несколько раз свет. В итоге ко мне подошел Рязанов и сказал: «Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».
Ипполитом мог стать Андрей Миронов: «Андрей попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина. Дал бы ему шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать ему не мог. Я сказал: «Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, клянусь, ты будешь играть Лукашина». Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом, еще со школьной скамьи. Была у нас девочка Ира. Что-то в ней было. Я в нее еще в восьмом классе, как тогда говорили, втюрился. А она не обращала на меня ну никакого внимания. Потом, уже после школы, она вышла за Павла». Но ощущения правды жизни не возникало. Поверить в то, что какая-то Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно».
Не все так гладко было и с зимой. Когда съемочная группа, наконец, приступила к съемкам, то погода решила устроить бойкот. «Снега не было ни в Москве, ни в Питере. В то время специальных сноуфирм тоже не было, и чтобы организовать настоящую зиму, приходилось резать бумагу, использовать пожарную пену, — вспоминает режиссер. — Правда, один раз нам со снегом повезло — когда снимали общие планы города, вдруг поднялась легкая такая метель, еле уловимые снежинки». А вот сцена, где подружки Нади вместе поют про тронувшийся вагончик, на самом деле специально не снималась. Перед работой актрисы полудурачась, полурепетируя напевали песенку. Боясь, что они растеряют голос еще до съемок, режиссер скомандовал снимать. Было отснято несколько дублей. Но именно тот дурашный и вошел в кино — на других актрисы были зажаты и не так зажигательны.
Фильм стал культовым сразу. Но в середине 1980-х, когда началась глобальная борьба с пьянством, ленту положили на полку — чиновники решили, что пьянство к любви привести не может.
Нелегко складывалась и судьба еще одного новогоднего шедевра. «Чародеев» должны были снимать еще в начале 1970-х, но чиновники забраковали, так как посчитали, что в нем высмеивается советская наука. Режиссер фильма Константин Бромберг вспоминает, что только спустя десять лет удалось еще раз вернуться к материалу. «Но цензуры мы все равно не избежали, — говорит режиссер. — Так, в фильме было очень много сцен с котом говорящим, но в итоге от него остались только «хам» и «ура». А на самом деле кот подходил к Ивану, у них были диалоги. Например, он говорил: «Ну пойди же и поцелуй ее!». Все это убрали, потому что нашли ассоциации с котом Булгакова, а это в то время было непростительно».
А однажды с картиной приключилась мистика: «Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит через стены, ждали звездной ночи. Наконец она наступила, начали работать, и вдруг над съемочной группой завис НЛО, который видели все. Снимали камерой для комбинированных съемок, она очень тяжелая, и, пока ее настраивали, НЛО исчез. Так что нам никто до сих пор не верит».
Первый новогодний фильм СССР «Карнавальная ночь» прославил Людмилу Гурченко и в то же время на долгие годы закрыл ей дорогу в кино. «Я была счастлива. Восхищалась сценаристом Ильинским, — вспоминает Людмила Марковна в своей книге. — Он как будто и не знал, что он великий народный всего СССР. Тихий, скромный, никакой позы. Я смотрела на него и думала: «Эх, мне бы вашу славу, да я бы мир перевернула!». А он сидит себе в уголочке, в руках сценарий, но он в него не заглядывает, что-то шепчут губы, потом он слегка улыбается, вдруг мгновенно вскакивает и идет в кадр».
После нахлынувшей народной любви к актрисе внезапно пришло полное забвение. В газете напечатали фельетон, упрекнув, что она зарабатывает на популярности, не пренебрегая халтурой. «Что такое в 1958-м оглушительная статья в газете? А тем более фельетон. Это тихая одиночная камера. Тихая, потому что замолкает телефон. И друзья проверяются лишь тем, постучат они к тебе или навсегда исчезнут... Мое уничтожение началось с газет. А потом? Что же со мной случилось с тех самых лет? Была ли после того у меня молодость, беззаботная и розовая, как должно быть в 20? Нет, я уже никогда не была молодой. Только притворялась. Носила маску жизнерадостной девушки. А всего-то — пара статей в прессе любимой Родины».
Впервые на экраны киносказка «Морозко» вышла 45 лет назад. Она несколько раз получала награды на международных фестивалях детского кино. Интерес к киноленте зарубежных критиков привел к тому, что к ней стали присматриваться и заграничные зрители. И сегодня сказка у избалованных голливудскими лентами маленьких зрителей за пределами бывшего Союза — одна из любимых. Что уже говорить об СНГовских детишках, сотнями переживающих за Настеньку снова и снова. А несколько лет назад «Дисней» даже создал русскую сказку, но на свой лад.
Эта роль сделала актрису Наталью Седых популярной в один миг. «Режиссер Александр Роу впервые увидел меня на коньках — я профессионально занималась фигурным катанием, — рассказывает актриса. — Дал почитать сценарий. Я была восхищена, но очень переживала, что не смогу пройти пробы, ведь Роу пробовал многих, а в финале отбора претенденток на главную роль мы были вместе с уже очень известной на тот момент Надеждой Румянцевой. У нее были блистательные дубли, а мне показалось, что я все завалила. Но потом позвонили со студии и сказали, что утвердили именно меня». Актриса вспоминает, что на съемках не все было гладко. Взрывной и эмоциональный Роу часто мог просто кричать на актеров. «Я должна была прыгнуть за Марфушкой в прорубь, но все не получалось, — говорит Наталья Евгеньевна. — Я разгонялась, решительно бежала, но в самый ответственный момент останавливалась. Я боялась пиявок. И вдруг Роу как закричит: «Ты будешь прыгать или нет?!». Я и плюхнулась. Получилось так натурально, что переснимать, к моему счастью, не стали».
Наталье Евгеньевне на момент создания фильма было всего пятнадцать, но режиссер строго потребовал, чтобы в финале поцелуй был настоящим. «Вот так и получилось, что мой первый поцелуй увидела вся страна, — вспоминает актриса. — Я очень переживала, стеснялась, но Роу был просто неумолим. Тем более что я была влюблена в Эдика (Эдуарда Изотова, который играл Иванушку), считала его и вне кадра своим Иванушкой, правда, признаться в этом стеснялась, да так и не сделала этого».
Источник: segodnya
|