Постер украшает какое-то чудовищное количество номинаций, человеки в сети называют лучшим фильмом прошлого года, сгоняя синьку даже со всенародного «Аватара», а рейтинги на всевозможных ресурсах того и гляди выпрыгнут из своих лимитов. Сын режиссера «Охотников за приведениями» уже второй раз подряд преподносит сюрприз, а если хорошенько покопаться в памяти, то для кого-то и вовсе третий, вспоминая дебют пятилетней давности. Тут надо сделать лирическое отступление и признаться, что феномен под названием «Джуно» вашему покорному слуге не очень понятен — разве что эффектное сочетание бюджета и бокс-офиса. В остальном, подопытный демонстрирует санденс-формат чуть выше средней приятности, не награждая зрителя излишней оригинальностью (на что в действительности способна расхваленная сценаристка с говорящим именем Дьябло Коди, демонстрирует нам «Тело Дженнифер»).
Оттого истерия по поводу «Мне бы в небо» кажется тоже слегка надуманной, впрочем, номинациям ещё только предстоит перерасти в награды, а американской кассе пополниться международной. Да и сам режиссёр пока что числится лишь в перспективных кандидатах в мастера — рановато что-либо говорить, опираясь на три скромные картины.
А вот о чём пора говорить, так это о самом фильме. Слава богу, трейлер, который казался не то рекламой «Аэрофлота», не то American airline — смотря с какой озвучкой — скрывал куда более призёмленные части. Элегантно-мужественный (где за последние 10 лет вы видели, кроме комедий Коэнов, Клуни другим?) посланник безымянных корпораций разлетает по Америке из одного конца в другой, чтобы пачками увольнять таких же безымянных, на пути которых встал экономический кризис.
Работа — не пыльная, бонусные мили набегают миллионами (до Луны 250 тысяч миль), семьи нет, есть лишь одноразовые — как и полагается вечному путешественнику — «отношения». Понятное дело, что вечно так продолжаться не может — и светом в конце тоннеля, конечно, оказывается женщина. Даже в количестве двух штук — одна как бы дочь, вторая — как бы любовь. И тут начинается драма.
Поначалу кажется, что Рейтман настолько идеально изучил летательный материал своего будущего фильма, что когда тот очутился на пленке — почувствовать его, как и воздух, оказалось почти невозможно. Вроде бы всё предельно ясно и понятно, но, как только пытаешься схватить некую суть, она ловко ускользает от ненужных объятий — да и сутей здесь оказывается очень много — правда, каждой по чуть-чуть.
Есть здесь и традиционная офисно-клерковская драма (для убедительности некоторые знаменитые уволенные высказываются в мини-интервью), иициничная комедия о человеке, который приспосабливается к условиям гораздо лучше, чем остальные, и мелодрама с довольно непредсказуемым ритмом, для тех, кому за 30. Что здесь находки Рейтмана, а что — автора одноименной книги, сказать сложно. Важнее другое, что, как и в предыдущих «Здесь курят» и «Джуно» чувствуется — ещё не всевластная, но авторская хватка.
Да и кастинговое чутьё тут выше всяких похвал — Клуни уже давно стал таким олицетворением силы воли с человеческим лицом, по той же традиции и сам фильм оказывается моноспектаклем Джорджа Ивановича (опять же, когда в последнее время было по-другому?), все остальные отряжены исключительно на второстепенные роли.
Вот и закончили с хорошим, теперь переходим к плохому. А главное плохое тут, оно же и единственное, что «Мне бы в небо» — до мозга костей, если только такое у фильмов возможно, американское инди-кино, которое идёт без зазора где-то последние полтора десятилетия. Оттого все гримасы и ужимки, даже распрекрасного Клуни, заранее известны, а отсутствие хеппи-энда изначально предсказуемо.
Не говоря уже о довольно среднем кинематографическом уровне: Рейтман не привык баловать зрителя ни точно выстроенной картинкой (она, что называется, «красивая»), ни ритмом монтажа — ни остальными киноманскими радостями. Музыка — «Джуно» помните? Так вот, найдите десять отличий, как говорится.
Конечно, отрадно такое упорное следование общей линии партии, но когда сами фильмы различаются лишь деталями — это, мягко скажем, вызывает далеко не общие вопросы. А интеллектуальная мишура, что облепляет «Мне бы в небо» — вроде герой Клуни как ангел смерти и прочее — применима к 90% авторских картин, которые выходят в прокат, на то они и авторские.
Так что — за высокими лбами особо не скроешься. Вот что действительно у фильма написано на лбу — его, несмотря на прибитые гвоздями американские реалии, интернациональность. Которая автоматически означает, что «Мне бы в небо» будет одинаково понятен и в Европе, и в Азии — и в России, которая ни то и ни другое, и вместе одновременно. А американское инди-кино можно поздравить с тем, что оно уже стало международным мейнстримом — вот что делает с людьми экономический кризис.
Источник: Кинокадр
|