Девять дней провел в Петербурге Московский театр-студия под руководством Олега Табакова.
Благодаря этим гастролям город на Неве вновь встретился с любимыми артистами – Мариной Зудиной, Олегом Табаковым, Юрием Чурсиным, Сергеем Безруковым.
Кроме того, он познакомился с интересным молодым режиссером Константином Богомоловым. Помимо его спектаклей «Волки и овцы», «Старший сын» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» петербуржцы увидели три спектакля другого режиссера нового поколения, литовца Миндаугаса Карбаускиса: «Дядя Ваня», «Рассказ о счастливой Москве» и «Рассказ о семи повешенных». Два последних Петербург имел возможность посмотреть совсем недавно, когда осенью его привозили из столицы в рамках празднования юбилея «Золотой маски».
«Дядя Ваня», которым «Табакерка» закрыла гастроли, оказался очень неожиданным для Карбаускиса спектаклем. Затянутым, лишенным чувства времени и его дыхания, с невыразительной актерской игрой и невнятным центральным героем – Иваном Войницким в исполнении Бориса Плотникова. И даже профессор Серебряков (Олег Табаков) не «вытянул» ситуацию. Сама по себе роль Табаковым сделана интересно. Его профессор – не брюзга, не мучитель, не вредный, он не испорчен большим городом и большими деньгами. Табаков играет самого обычного человека, который стареет, чувствует, что силы его оставляют с каждым днем, однако при этом могущий сохранить не только здравый рассудок, но и самоиронию.
«Рассказ о семи повешенных» и «Рассказ о счастливой Москве» – спектакли, сделанные Карбаускисом по прозе, что по определению сложнее. Однако в них есть колорит, сила, мысль, движение. Поэтическая драматургия Чехова, идеальная как до-мажорная гамма, оказалась для него откровенно неинтересной. Этого молодого человека пока что, просто в силу возраста, больше волнуют вопросы жизни и смерти, чем скрупулезного проживания каждого дня – с рассвета и до заката.
Спектакли, которые представил Константин Богомолов, если смотреть их подряд, ставят в тупик. Складывается ощущение, что их поставили три разных режиссера. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» – постановка, в которой партнерами оказались учитель и ученик, то есть Олег Табаков (граф Альмавива) и Сергей Безруков (Фигаро), уместнее было бы назвать хорошо сделанным актерским капустником, нежели драматическим спектаклем. Незатейливая конструкция находится на сцене с первого до последнего мгновения действия. В жидких струйках воды, текущей из краников по краям нарисованной декорации назойливо моют ночной горшок.
Сергей Безруков, как хороший артист, старается одухотворить историю, замоченную в сортире. Порой ему это даже удается. Но тягаться с Олегом Табаковым, который в этом спектакле играет сексуально озабоченного Карабаса-Барабаса, ему, конечно, не под силу. Не допуская скабрезностей, обходя все острые углы, Олег Павлович смачно и очень точно играет все состояния своего персонажа: от страстного увлечения молоденькой кокоткой до признания простой жизненной истины: молодое тянется к молодому. На «Старшего сына» после фильма с Евгением Леоновым в главной роли замахиваться сложно и страшно. Режиссер Константин Богомолов рискнул. Не сказать, что эта попытка оказалось провальной, но и большой удачей ее назвать было бы неправдой. Это нормальный, «смотрибельный» спектакль.
Центральным художественным событием этих гастролей стал премьерный спектакль «Волки и овцы». Сопровождаемый немецкими бодрыми маршами, оформленный в строгой серо-черно-красной цветовой гамме, эта постановка настолько «оживила» Островского, что Александр Николаевич оказался много актуальнее и современнее, чем самая что ни на есть «новая» драма.
Люди – волки и овцы. Никто ничего не делает просто так, по зову сердца. И деньги сиротам раздаются ворованные или полученные при помощи шантажа, и браки без расчета все реже и реже случаются. По Богомолову – люди, как ни страшно это признавать, совсем не братья и сестры, они продолжают быть волками и овцами. И если жить довелось с волками, выть придется по-волчьи. Никуда от этого не деться.
Автор Катерина Павлюченко
Источник: nvspb
|