Слова, произнесённые в фильме «Мы из будущего 2» персонажем Сергеея Филатова Борманом, можно считать даже пророчеством. Особенно, если принять во внимание то, что произнесены они в июле 44-го. И вот прошло 76 лет, и в 2010 году мы и украинцы разве что морды друг другу не бьём. Про то и кино.
Было бы странно, если бы у малобюджетного, но чрезвычайно успешного проекта не было продолжения. И было бы странно, если бы оно, это продолжение, простите за тавтологию, не продолжало военно-патриотическую тему. Оно и продолжает. Но несколько в ином ракурсе. Национальном. Если в первом фильме «наши», русские, сражались с «не нашими», немецкими, то теперь акценты сместились. «Наши» советские, противопоставлены «не совсем нашим», буржуазно-украинским. Немцы же заняли прочную роль статистов и декораций. Что примечательно, немых. Что фильм не украсило, но мы не об этом. Итак, опять в прошлое, и опять не в самое спокойное. В 44 год, в пекло Бродского котла. Того самого, где наголову была разбита украинская дивизия СС «Галичина». Уже в наши дни это событие с особым размахом решают отметить военные реконструкторы. Прямо на месте былой битвы, у городка Броды, Львовской области. Естественно, что доблестных бойцов РККА будут «играть» гости из России, а солдат «Галичины» — хозяева мероприятия, собственно их потомки. Вот в этой-то компании и предстоит попасть нашим старым знакомым в лихое боевое прошлое. Прямо на волне взрыва случайно найденного фугаса.
«Вернёмся все четверо, иначе не получится» — говорит опешившим от фантастики происходящего младобандеровцам заметно поумневший с прошлого фильма Череп. Ну, это из прошлого в настоящее не получается, а из оригинального фильма в сиквел «перескочили» только два персонажа — бывший чёрный копатель и неонацист Череп, теперь ставший респектабельным поисковиком и патриотом Олегом Васильевым и вросший во взрослую жизнь историк Санкт-Петребургского универститета Сергей Филатов, он же Борман. Где-то на просторах безудержной продюсерской фантазии потеряны Чуха и Спирт. Зато приобретены национально ориентированные Таран и Серый. Те самые, что точно знают, чем отличается «кацап» от человека. В общем-то, понятно, зачем именно были удалены практически-комедийные Чуха и Спирт, а вместо Данилы Козловского, пусть и симпатичного, но несколько простоватого, Бормана теперь играет жгучий брюнет Игорь Петренко. Пред нами уже не «четыре мушкетёра» в гимнастерках. Пред нами «два мира, две морали». И им предстоит столкнуться нос к носу. А значит, «наши» должны быть круче.
В результате мы имеем эдакое морально-эстетическое и физически-пропагандистское олимпийское состязание сборных украинских националистов и российских патриотов. Местами честное и очень похожее на правду, но в целом создающее полное впечатление, что «младших братьев хохлов» таки подставили и засудили, как Плющенко в Ванкувере. Впрочем, главный заряд авторы вогнали в мозги зрителя со снайперской точностью. Борман и Череп стоят в яме вместе с другими «несвидомыми» элементами, а Таран и Серый у её края сжимают потными руками холодящий металл автоматов и неуютно поёживаются под взглядами бойцов УПА, тех самых, которых ещё недавно, в будущем, они так боготворили. Теперь им предстоит доказать повстанцам, что они умеют разговаривать с «москаликами» на правильном патриотическом языке — языке пуль и багинетов. Или самим умереть. Вот тут-то и выясняется, что кричать «героямслава» — это одно, а убивать живого человека только за то, что он говорит на другом языке — совсем другое.
Тема человека, стоящего перед нравственным выбором — может быть, самая главная в искусстве. Потому и многообещающая. И у создателей была полная возможность сделать фильм по-настоящему драматичным и волнующим. И это почти вышло. Ровно до половины фильма. Потому что со второй половины герои стали решать совсем другие проблемы. А именно сердечного свойства — помогать Борману спасти медсестру Нину, которая, оказывается, вовсе не погибла в первом фильме, а наоборот вышла замуж и вот-вот родит.
Эта раздвоенность сюжета едва не погубила фильм. А спасла его, пожалуй, музыка. Украинский «Океан Эльзы» и «Ночные снайперы» звучат в фильме целыми композициями, превращая его фрагментарно в форменный видеоклип. Но наша публика, кажется, это как раз и любит. И вот в финале наша четвёрка, разобравшись что к чему, встречает врага уже на одной стороне баррикад. Последний кадр взят прямиком из «Молодых стрелков» — четыре витязя, спиной к спине, стреляют во все стороны, поражая подлых фрицев. Несколько прямолинейно, но по сути верно. Кто сказал, что пропаганда — это плохо? В конце концов, Библия — это сплошная пропаганда хорошего образа жизни. Плоха лишь нарочитая пропаганда. И вот этим наше кино пока ещё болеет.
Но в целом, если опустить национально-конфликтные шероховатости, некоторую визуальную вторичность, выраженную в бесконечном рапиде к месту и не очень, а также неуёмный пафос создателей, то можно констатировать: сиквел вышел на голову лучше первого фильма. Происходящее стало походить на нечто реальное, уйдя от водевильности «Мальчиша-кибальчиша». Детских условностей, выливающихся иногда в настоящий сюжетный маразм, которыми так изобиловал первый фильм, стало явно меньше. А действие обрело хоть толику логики, правда, несколько смазанную излишне патетическим финалом и метаниями авторов между любовной лирикой и военной драмой. Например, эпизоды в бандеровском отряде и в СМЕРШЕ разительно отличаются от аналогичных в первом фильме. Взявшихся из «ниоткуда» бойцов уже никто не ставит с ходу на довольствие и не посылает в сверхсекретные рейды в тыл Третьего рейха, как в «Мы из будущего» за нумером первым. Да и батальные сцены стали заметно качественнее: появился размах и эпичность, танки поменяли фанеру на жесть. Хотя до стальной брони им, всё же, ещё далеко. Значительно добавилось экшена, и не сказать, что это так уж плохо, если не считать немецких пулемётчиков, которые не в состоянии попасть в полуторку с 20 метров.
Не обошлось и без исторических ляпов, таких, например, как нападение немцев на отряд УПА, которого в реальности просто не могло быть. В реальности, отступая, немцы передавали украинским повстанцам оружие и амуницию. Какие уж тут нападения.
Но я бы, всё же, не судил строго. Хотя бы на основании того, что фильм явно превзошёл все мои более чем пессимистические ожидания.
Источник: Кинокадр
|