19-летняя Алиса Кингсли (Миа Васиковска) жалуется матери на кошмарный сон — началось это еще в детстве, когда девочку успокаивал ныне покойный папа, чудак и умница, каждое утро представлявший, что сбылись шесть каких-нибудь замечательных чудес. Мать Алису не успокаивает — ее больше занимает идея выдать непокорную дочь за рыженького лорда. Но лорд страдает запорами, это неромантично, и Алиса сбегает с празднества, традиционно проваливаясь в кроличью нору и попадая в волшебную страну, где будут Труляля и Траляля с лицами бандитов 90-х, гусеница с кальяном, и чаепитие с Соней, Зайцем и зеленоглазым Шляпником (Джонни Депп).
Кошмарный сон сбылся — только место называется не Страна чудес, а Подземелье (создатели фильма поиграли со словами Wonderland и Underland), а жители-диссиденты все бормочут что-то про бранный день, убийство Бармаглота, свержение Красной Королевы и, всматриваясь в девушку, вопрошают: «Наша Алиса? Не наша Алиса?»
Тот, кто книги Кэрролла любит, вполне может сказать: «не наша». Сценарий написан по мотивам «Алисы в Стране чудес», героиня стала взрослой и окончательно поменяла игры со словами на действие. В викторианском обществе такие люди, возможно, и не были востребованы, но в современный мир новая Алиса впишется замечательно: бодра, на стороне добра, и есть ощущение, что ее «подрастили» по тому же принципу, что и Перси Джексона — чтобы с помощью намечающейся любовной линии увеличить количество зрителей.
И визуально безупречная бертоновская сказка лишена многих чудес Кэрролла (понятно, кто подразумевается под покойным папой) как раз в связи с тем, что сегодняшнюю аудиторию они не развлекут. Будто прибежала в сад энергичная Алисина кошка Диана и расправилась с красивыми, но бесполезными птичками: «Гам — и съела! Гам — и съела!»
Если понимать под прожорливой кошкой студию Disney, то в фильме есть и чуть более изысканная и вместе с тем жесткая метафора отношений творца и заказчика. Придворные злой Красной Королевы (Хелена Бонэм Картер), обладательницы очень большой головы, специально уродуют свои симпатичные тела и лица накладками в виде длинного носа, жирного брюха, дряблого бюста — чтобы королева видела, что они такие же, как она, и не оставляла милостями. Тим Бертон также корежит себя, не в первый уже раз создавая дивный новый мир по заданным лекалам, — но история Алисы напоминает не столько традиционные для Disney сюжеты, сколько «Три толстяка» Юрия Олеши: то дух захватывает, то скучно, то про революцию.
Источник: trud
|