Британский институт кинематографии спас от забвения первую экранизацию знаменитой сказки Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес". В 1903 году технологии, использованные в 12-минутном фильме режиссерами Сесил Хепворт и Перси Стоу, произвели эффект, сравнимый с "тридэ"-прорывом "Аватара" Джеймса Кэмерона в начале двадцать первого века.
"Алиса в стране чудес" оставила след в кинематографе спустя всего 8 лет после его рождения - в ту пору, когда самое иллюзорное из всех видов искусств претворялось "великим немым". К моменту создания фильма книжке исполнилось 37 лет, тем не менее, ее экранизация потребовала от своих создателей настоящих чудес воображения и невиданной ловкости рук: описываемые Кэроллом персонажи и сюжетные коллизии едва поддавались переводу на пленку.
К примеру, главная героиня в кадре несколько раз уменьшалась и увеличивалась при помощи декораций и монтажных склеек - что для того времени само по себе уже было "новейшим словом кинотехники". Кроме того, "Алиса в стране чудес" стала самым продолжительным фильмом британского производства: картина длилась всего 12 минут, однако то, что по нынешним показателям считалось бы короткометражкой, тогда означало рекорд.
Первая экранизация была канонической: фильм во всем следовал если не букве текста, то классическим иллюстрациям к произведению Кэролла - так, на роль Алисы была подобрана темноволосая актриса (вопреки распространенному позднее златокудрому образу). Действие в кадре перебивалось вклейками с пояснениями происходящего - весьма сжатым пересказом событий книжки. Для премьеры картины подразумевалось музыкальное сопровождение под фортепиано.
Оживить "Алису" удалось на основе материала, предоставленного Британскому институту кинематографии в 1963 году владельцем одного из частных кинотеатров. Однако приступить к реставрационным работам специалисты смогли лишь в 2009 году, когда миру были, наконец, явлены необходимые технологии. В результате, несмотря на современные возможности, удалось возродить лишь 8 минут - остальная часть фильма, увы, безвозвратно погибла.
По состоянию на 2010 год кино- и телетрактовок "Алисы в стране чудес" насчитывается уже более 30, последняя из которых поставлена кудесником экрана Тимом Бертоном и представляет собой воплощение самых революционных визуальных эффектов, в том числе технологию "тридэ".
Автор Аглая Верескова
Источник: dni
|