Сразу хочется сказать, что триумвират Гринграсс-Дэймон-Экройд — это глыба, огнедышащий дракон современного кинематографа, что бы там ни думали про себя некоторые возомнившие тридемахеры, настоящее кино — вот оно, когда персонаж, камера и режиссёр, один на один в замкнутом пространстве, играют как слаженный оркестр, на посторонний взгляд — настолько легко и естественно, что начинается казаться — «как натурально вы всё это изображаете», так могут все.
Одна проблема, все — не могут. Даже отморозки Тейлор-Невелдин со своими операторами-самородками не могут. Этот живородящий экшн с эффектом присутствия если кому и даётся, то лишь в отдельных эпизодах, сценах, кадрах, а вот чтобы весь фильм на едином дыхании, безостановочно, под гитарные зарубы и грохот артобстрела. Предложение уникальное, но, как выяснилось, легко повторяемое в том же составе, и нашему триумвирату всё равно, паркурить на мопеде по северной Сахаре или искать несуществующее ОМП в заброшенных заводах сантехники.
Другое дело, что однажды выстроив идеальное соотношение ручной и статической камеры, рваного монтажа, тактических мониторов и пересечённой местности под перекрёстным огнём, наши герои сами завели себя в тупик. Потому что это Джейсон Борн бежит, потому что бежит, а дерётся — потому что дерётся. Большинству прочих персонажей хочется стать человеком: с именем, биографией и целью. И вот тут начинаются проблемы.
Начнём с сюжета: несмотря на текст в синопсисе, фильм «Зелёная зона» — вовсе не детектив о поисках саддамского биологического оружия, и уж тем более врёт трейлер, чуть не изображающий из главгероя эдакого спецагента, который в стремлении узнать правду оказывается вне закона. Потому что «не брать живым» — вовсе не его. А ещё потому, что перед нами, по сути, экшн-парафраз давешнего оскароносца «Повелитель бури».
То есть ни в коем случае не агитка «отсюдова давно надо валить» (что всему миру кажется логичным), с целью отбрасывания этого хвоста даже придуман целый персонаж, не менее полупрозрачный, чем все остальные герои, тот самый местный одноногий водитель. И ни в коем случае не настоящее в журналистском смысле расследование. Да и не «просто боевик», где стрельба — главный герой и сценарист в одном лице.
Перед нами очередная попытка выбраться из американской военно-логической ловушки имени Портоса «я дерусь, потому что дерусь». Что вы делаете в Ираке? Воюем с мировым терроризмом, который туда вместе с нами и заехал. Попутно Гринграсс, конечно, произносит требуемые сюжетообразующие экивоки о том, что «слон ест плохой, справка — карощий», в том плане, что Саддамка не есть гут, но было бы лучше, если бы у него всё-таки нашлось хоть какое-нибудь ОМП.
Но, как и у Бигелоу, вопрос в итоге не в том, что вот этот — предатель, вот этот — цепной пёс, а вон те трое — лохи, которых позволили провести на мякине поддельных «отчётов разведки». То есть создатели чуть не насильно заставляют себя, сказав «а» не говорить «бэ», всё время отвлекаясь то на бассейн с красотками, то на «Абу-Грейб», то на миллион непонадобившихся долларов, вопчем, давят фактурой, оттягивая неизбежное. И уже в конце главное, что кажется неизбежным любому неамериканскому зрителю, как раз и не происходит — что угодно, только не огневой контакт американцев с американцами. Только не ответы на вопросы. Только не простые выводы, даже если в итоге выводов вообще никаких и не получается.
У американцев проблема с Ираком. Но главное — у американцев проблема с самими собой. Но пока все, кто пытается разрешить эту проблему, только и выдают, что замечательную картинку и, местами, неплохие актёрские работы. Но воз и ныне там. Это видно по персонажу Дэймона, он безымянен, безлик, безволен, постоянно бегает по чужим приказам, в его действиях — лишь инстинкт, мол, вот так будет правильно. А там — хоть трава не расти. Прямо Обама «ви кен ду ит».
Точно таков же был Борн, но он безымянен, безлик и бесцелен как сверхидея, он таков по сюжету, а «небратьживой» Дэймон — таков по факту.
Вот такое кино.
Источник: Кинокадр
|