"Раскраска" старых черно-белых фильмов вызывает яростные споры. Многие принимают ее с неадекватной агрессией - цветную "Золушку", цветную "Волгу-Волгу". За цветного Штирлица коммунисты Питера уже пытались судиться.
И вот показали цветных "Веселых ребят". На мой взгляд, это вторая жизнь картины. Проявились детали, прежде тонувшие в царапинах и склейках. Фильм стал полнозвучней, ярче, нарядней, в нем появился воздух и даже, кажется, объем. А главное, появились новые зрители, которые привыкли к цвету и черно-белым кино не интересовались вообще. Разрушенному временем фильму возвращена молодость.
Колоризацией фильмов занимается в тесном сотрудничестве с мосфильмовским "Крупным планом" компания "Формула цвета". Она развернула в Лос-Анджелесе масштабные работы, привлекла крупнейших специалистов и, как утверждает режиссер колоризации Игорь Лопатенок, сейчас Россия в этой области лидирует. Почему Лос-Анджелес? Игорь объясняет это тем, что там значительно дешевле, чем в Москве, но намного качественнее и быстрее. К тому же в Лос-Анджелесе сосредоточены передовые кинотехнологии.
Пионером колоризации в мире, считает наш собеседник, был Сергей Эйзенштейн, вручную покрасивший флаг в каждом кадрике фильма "Броненосец "Потемкин" в красный цвет.
- Известный предприниматель, создатель телеканалов CNN и TNT Тед Тернер еще в 1985 году с двумя парнями раскрасили фильм 1942 года "Янки дудль денди", а потом "Касабланку", - напоминает Игорь Лопатенок. - Эти два парня теперь работают с нами. Один из них, Стэн, который красил "Касабланку", сегодня является продюсером колоризации на моих проектах. Он считает, что еще никогда эта работа не делалась так качественно. Дело начиналось с 16 цветов - теперь их миллион! Начинали с 6 градаций серого цвета - теперь сканированная пленка содержит 1200 градаций. Уже поэтому колоризация на "Касабланке" и на "Волге-Волге" - это небо и земля!
"Веселые ребята" как самая древняя из наших музыкальных лент представляла для восстановления особые трудности. Некоторые преодолеть не удалось. Например, несинхронность звука и движений губ Утесова в его песне "Легко на сердце от песни веселой" - как известно, Утесов пел совсем другой текст: "Любовь, любовь - золотая зарница, в тебе и счастье, и боль, и беда, и не уйти от тебя, не укрыться, не убежать, не зарыться никуда". Песню переозвучили, но эпизод переснять из-за жесткого бюджета уже не смогли.
- "Веселые ребята" - картина потрясающая! - говорит Игорь Лопатенок. - Она была новаторской. Мы не смогли из-за этого стабилизировать изображение в начале фильма. Александров там совмещал несколько слоев: Утесов в студии на дереве, море, небо - все снималось отдельно. Поэтому фон колышется относительно героя. И никакие ухищрения нам не помогли это исправить. Стабилизируем один слой - трясется второй. Пришлось выбирать "меньшее зло".
Игорь считает, что реставраторы "впрыгнули в последний вагон": негатив был в столь ужасающем состоянии, что уже года через два его и сканировать было бы невозможно. "Если сейчас на государственном уровне не предпринять системных шагов по цифровой консервации кинонаследия, Россия может лишиться большой части своей истории", - утверждает наш собеседник. По заказу Первого канала он сейчас работает над проектом, который выйдет 9 мая и содержит хроникальный материал военных лет. Этот материал, считает Игорь, становится совершенно недоступным из-за несообразных цен, установленных его владельцами. Эти цены превышают мировые во много раз.
Мы возвращаемся к "раскраске". "И все-таки существует такое понятие, как эстетика черно-белого кино, - возражаю я. - В этом кино работали великие операторы Москвин, Тиссэ, Нильсен, Урусевский, создавали потрясающую черно-белую графику, которая вошла в историю. Если ее перевести в цвет - разве нет здесь насилия над художественной структурой фильмов?"
У Игоря Лопатенка свои резоны.
- Хотим мы или не хотим, молодежь привыкла к цветному кино и просто не станет смотреть черно-белое. А мы ей даем возможность открыть для себя эти картины. А главное, мы никогда не будем трогать фильмы, где есть сугубо черно-белая пластика. Не будем расцвечивать Калатозова или Тарковского. И всегда делаем восстановленный черно-белый вариант - очищенный от пыли, царапин, cо звуком Dolby 5.1, в высоком разрешении, не дергается и не мерцает. DVD с "Золушкой", например, содержит оба варианта - можно выбирать.
Стимулом для работы, утверждает Лопатенок, было желание спасти нашу киноклассику от полного разрушения. Эти картины уже нельзя показывать по ТВ - время сделало свое дело: царапины, мерцание, дестабилизированность изображения, провалы звука - все это отталкивало зрителя, привыкшего к современному качеству. Поэтому все начиналось с идеи восстановления фильмов.
Сейчас "Формула цвета" заканчивает работу над "Подкидышем". А если зрители хорошо примут эти опыты, то нам обещают "Весну", "Цирк", "Трактористов". Вряд ли нужно красить "Чапаева", считает Игорь Лопатенок, - но вот об "Александре Невском" Эйзенштейна стоит подумать. На очереди "Весна на Заречной улице", "Приходите завтра", "Три тополя на Плющихе", "Девчата", "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве".
На подходе новая техническая революция в кино - грядет 3D. Впрочем, наш собеседник считает, что она уже свершилась: "плоское" кино из мейнстрима исчезнет в течение двух-трех лет - как только будет переоборудовано достаточное число кинотеатров. И очень быстро развивается трехмерное ТВ новой системы, где не нужны очки, - уже к концу года оно станет сравнительно доступным. Я напоминаю про жалобы зрителей в кинотеатрах 3D: устают глаза, болит голова. "Если все правильно снято, - говорит Игорь, - если проекторы правильно настроены, если правильный уровень яркости (что в России пока - проблема), головной боли не будет. Поэтому между кинотеатрами начинается борьба за качество: публика пойдет туда, где соблюдаются все стандарты. Стандарты уже приняты и для кинотеатров, и для плееров BlueRay, они защищают здоровье зрителя".
Есть два пути развития объемного кино, уточнил Игорь. Один, как в "Аватаре", - это съемки сразу в 3D. Второй, как в "Алисе в стране чудес", - конверсия: плоское изображение переводится в объемное.
- А вы не намерены превращать плоские фильмы в объемные? - спрашиваю. Оказывается, и это уже в повестке дня: "Формула цвета" задумала перевести в 3D первый советский фильм-катастрофу "Экипаж" Александра Митты. Сам Митта об этом еще ничего не знал и очень обрадовался, когда я ему об этом сообщил:
- Это будет для меня большая честь! - сказал классик нашего кино. - Свяжите меня с этими ребятами!
Источник: rg
|