Сегодня, 23 марта испольнилось бы 100 лет великому японскому режиссёру Акире Куросаве.
Свой путь в кино Куросава начал с должности помощника режиссёра, на которой проработал 7 лет. Первый самостоятельный фильм — «Гений Дзюдо» — Куросава снял в 1943, а признание и известность пришли к нему в 1950 году после выхода фильма «Расемон», получившего «Золотого льва» в Венеции и премию американской киноакадемии «Оскар».
Через четыре года вышла ещё одна знаменитая работа мастера «Семь самураев» (1954).
Акира Куросава стал классиком ещё при жизни, однако его режиссёрская карьера складывалась нелегко, мастера преследовали неудачи за неудачами, его фильмы не имели успеха, его компания разорились, он получил приглашение в голливуд, но и там не сложилось — из-за разногласий со студией ему пришлось бросить проект и вернуться домой. В декабре 1971 года Акира Куросава совершил попытку самоубийства.
После длительного перерыва в работе режиссёр снял в 1975 году картину по мотивам книг Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» на студии «Мосфильм», заработав второй «Оскар» за лучший иностранный фильм — один из немногочисленных советских «Оскаров».
Как отмечает ИТАР-ТАСС, режиссёр был высоким ценителем и знатоком русской культуры и литературы. Свидетельством этого, помимо фильма «Дерсу Узала», стали также картины «Идиот» по Достоевскому и «Под стук трамвайных колес», в котором использованы мотивы пьесы Горького «На дне».
В Японии и шире — в Азии — его клеймили как спекулянта, продающего жадному Западу национальную специфику, вспоминают Вести.ру. Он же сам, напротив, черпал вдохновение из Европы и Америки. Его любимыми режиссёрами были Джон Форд и Абель Ганс, а также Сергей Эйзенштейн, у которого Куросава позаимствовал привычку самому отвечать за монтаж своих фильмов.
Запад ответил ему взаимностью. Из фильмов Куросавы произошли и вестерны 1960-х («Великолепная семерка» сделана по мотивам «Семи самураев»), и итальянские спагетти-вестерны (дебют Серджио Леоне «За пригоршню долларов» основан на сценарии «Телохранителя» Куросавы), во многом благодаря Куросаве азиатское кино стало неотъемлемой и важной частью мирового кинематографа.
Источник: Кинокадр
|