Она – успешный хирург, он – успешный бизнесмен. Их любимая дочь – не по-детски смышленая 7-летняя девочка. И все у них хорошо, кроме того, что зарабатывая на индивидуальный выход на крышу и огромный холодильник с запасом еды на год, у них совсем нет времени заниматься сексом и общаться с дочерью. Поэтому у дочери есть няня - добрая улыбчивая филиппинка среднего возраста. А у няни есть два сына 7 и 10 лет, но их она не видела уже много месяцев, потому что они живут на Филиппинах, а она зарабатывает им на еду и образование в США. Каждый вечер дети плачут в телефонную трубку «мама, приезжай», а она не может, потому что непонятно, что лучше для детей: жить без матери, но хорошо питаться и учиться, или жить с матерью, но питаться на помойках и не ходить в школу.
Все герои «Мамонта» находятся не там, где должны, и делают не то, что должны, но где они должны находиться и что они должны делать – никто не скажет. Если в начале фильма еще есть хоть какое-то понимание «правильного» и «неправильного», то к концу сюжет превращается в запутанный клубок наболевшего, который проще выкинуть, чем распутать.
Герои не делают то, что им хочется, они делают лишь то, что позволяет им делать окружающая среда. Правда, очень ненавязчиво нас подводят к мысли, что человек сам не знает, что он хочет, и, тем более, что он должен. Должна ли мать бросить работу, чтобы больше времени проводить с любимой дочерью? С одной стороны – да, ведь это ее любимая дочь, но с другой, ведь это ее любимая работа, и ежедневно она спасает людям жизни.
Задачу зрительского выбора между «правильным» и «неправильным» Модиссон усложняет постоянным акцентом на разнице благосостояния. Вот крупным планом холодильник Нью-Йоркской семьи, еды в котором хватит 50 таджикам на год, а вот скромная кучка риса в тарелке филиппинского школьника. Вот шикарный люкс в Бангкоке на одного бизнесмена, а вот огромная помойка, на которой копошатся больные голодные дети.
Сплошное душевное насилие – в этом весь Лукас Модиссон. Герои всех его фильмов непременно страдают от насилия. Если не от внешнего, то от самонасилия. Точнее, сначала их насилует окружающая среда, а потом, привыкнув к ней, они начинают мучать себя, не принимая окружающее, но и не в силах отвернуться от него.
Но, хотите - верьте, хотите - нет, не возникает злобы на забитый холодильник или двуспальную кровать 7-летней девчонки, или ее персональный телескоп. Ведь ее мать ежедневно в поту и чужой крови спасает людям жизни, страдает бессонницей от усталости и опустошения, а ее отец только благодаря характеру смог превратить любимое занятие в бизнес. Да и сама семилетняя девочка – просто чудо, какая милая.
В итоге понять, что хорошо, а что плохо – задача зачастую непосильная. Все правильно и все хорошо. Это и странно. Что именно хотел сказать Модиссон длинным сюжетом и сценами, от которых комок стоит в горле, - не всегда понятно. Фильм смотрится на одном дыхании, но, выходя из зала словно выходишь из кабинета плохого доктора: болезнь не определена, лечение не назначено. А жизнь продолжается.
Источник: Видео.ру
|