Ностальгия – один из самых распространенных творческих катализаторов, уступающий по действенности только сексу (или его отсутствию), а в зрелые годы даже секс превосходящий. СССР навсегда остался в 1991-м, но все его пережитки и отростки до сих пор вызывают неподдельное умиление и творческие порывы.
Валерий Тодоровский (род. 1962) не далее как год назад воскрешал 50-е в «Стилягах», а Гарик Сукачев (род. 1959) сегодня живописует 70-е в «Доме солнца», посвященном движению хиппи. Сравнивать эти фильмы тем проще, что на загнивающем Западе этот жанр не менее популярен – «Почти знаменит» Камерона Кроу, «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома или «Рок-волна» Ричарда Кертиса.
Не иначе как гаснущей волной донесло до советских просторов идеологию хиппи, которые там к началу 70-х уже мучились от кислотного похмелья, а у нас дети цветов набирали в свои ряды новых соратников и не стремились повязать им красные галстуки.
В «Доме солнца» работает шаблонная схема – примерная девочка, дочь высокопоставленного партийного функционера, знакомится с Солнце – ростом за метр восемьдесят, длинные волосы и абсолютная свобода в мыслях и поступках. Хорошо, что до Крыма, куда девчушка отправляется вслед за объектом своих желаний, можно добраться не только на «Титанике». На месте случатся все обряды, которые только могут произойти в подобной ситуации.
Такая инъекция, с одной стороны, настраивает на добродушно-увеселительный лад (фильм смотрится очень легко, в нем много запоминающихся, ярких диалогов), с другой – абсолютно общие места, едва ли не соответствующие всем обывательским представлениям о хиппи из Википедии.
Настроение, музыка тех лет (через запятую расположились и «Машина времени», и Владимир Семенович Высоцкий), наряды и картинки – у Сукачева получается свой «Парк Советского периода». Сколько художников, столько и ностальгии по самым ярким моментам своей молодости. Мы любим смотреть кино про себя, мы умеем снимать кино про себя – путь наименьшего сопротивления.
Красивые люди и красивые картинки на мифическом полуострове Свободы (а до Кубы далеко!) успешно справляются с художественными, но не драматургическими задачами. Свобода самовыражения создателей картины отчаянно этой самой свободы избегает – жанр остается легким, а неживые персонажи – архетипы в рамках дозволенного замысла.
И тогда совершенно необязательно настаивать на том, что все так и было – 70-е, хиппи и любовь, которая идет по проводам, а уходит на закате.
Зато на рассвете актер Станислав Рядинский очень напоминает Теда Нили («Иисус Христос - Суперзвезда»). Вот только голосом Йена Гиллана герой так и не заговорил, а режиссер не поставил перед собой каких-то сверхзадач. Было весело, лето кончилось, а девушка вышла замуж.
Источник: video.ru
|