Фильмов про кризис 30-летнего возраста существует почти столько же (может чуть меньше), сколько фильмов про трогательную любовь со счастливым концом. А вот с фильмами про кризис 40-летних есть проблема - их очень мало. Правда, с появлением «Гринберга» стало на один больше. Речь про фильмы о тех сорокалетних, которые несмотря на годы не обзавелись семьей (или обзавелись, но неудачно), у которых нет своего Land Rover, нет своей квартиры (пусть и в ипотеку), нет зарплаты, которой хватало бы на все вышеуказанное.
Снимать кино о кризисе 40-летнего возраста - дело неблагодарное. Во-первых, 40-летние люди, как правило, кино не часто смотрят (а в кинотеатры и вовсе редко заходят), во-вторых, смотреть кино про себя в такие годы уже претит (в молодости в фильмах ищешь ответы на вопросы, а в «старости» фильмы смотришь, чтобы про вопросы забыть). Поэтому судьба «Гринберга» предрешена: молодым противопоказано смотреть, а «старые» сами не захотят.
Гринберг – это фамилия 41-летнего неудачника, только что закончил лечение в психиатрической клинике и приехал погостить на несколько недель у брата в шикарном доме с бассейном. Сам брат на это время вместе с семьей уехал во Вьетнам – отдыхать и решать деловые вопросы. Изредка в дом наведывается помощница брата Флоуренс (домохозяйка, секретарь и няня в одном флаконе) и хочется-не хочется, но им приходится общаться и взаимодействовать. Тот факт, что закомлексованного неудачника играет Бен Стиллер, вряд ли кого-то удивляет. Правда, на этот раз роль больше драматическая, чем комедийная.
Всех успешных людей – удачно женатых, с деньгами, огромным домом, машиной и счастливыми детьми – создатели фильма сразу отмели в сторону. Остались только лузеры: Флоуренс – крашеная блондинка в предзакатном возрасте, ее подруга Джина – толстая клуша с повадками подростка, друг Гринберга - некрасивый пузатый и брошенный женой, первая любовь Гринберга – выцветшая, морщинистая женщина в очках и двумя детьми. Все они плывут по течению, как обычно плывут 15-летние подростки. Но последним еще не стыдно так жить, а им уже стыдно. Они выросли, но продолжают думать, что жизнь впереди. Флоуренс, у которой климакс не за горами, без раздумий решается на аборт. Гринберг, у которого в жизни нет ничего, кроме ящичка с плотницкими инструментами, без раздумий решается уехать в Австралию.
«Гринберг» перенасыщен безыскусными и понятными символами. Плотницкие инструменты и собачья будка – как символы кромешной необустроенности жизни Гринберга, гигиеническая помада – как единственный способ хоть как-то увлажнить пустую и никчемную жизнь, вечеринка 20-летних - крайне избитый прием для «кризисных» фильмов. Поэтому кино с одной стороны очень понятно, с другой - очень пустынно.
Мы любим говорить, что в «хорошем» кино нет открытого конфликта. В нем герои конфликтуют сами с собой или со всем миром. В «Гринберге» герой не конфликтует с миром (этот конфликт остался в психушке, откуда он выписался «до нас») и не конфликтует с собой. «Я хочу ничего не делать, я занимаюсь этим намеренно»,- объясняет он свою жизнь и, как следовало ожидать, подобная экзистенциальность некрасивых и неудачливых 40-летних ни к чему хорошему не приводит.
Источник: Видео.ру
|