Самые блестящие творческие находки киноиндустрии можно обнаружить не в сценариях и режиссуре, а в бухгалтерии киностудий, пишет The Wall Street Journal в статье про новую книгу Эдварда Джея Эпштейна (Edward Jay Epstein) «The Hollywood Economist».
Сегодня реклама фильма в среднем обходится в 35,9 млн долларов, кроме того, остается еще съемочный бюджет — около 65 млн долларов на картину в среднем. Чтобы окупить такие затраты, необходимо строить маркетинг четко на целевую аудиторию.
Эпштейн в книге неоднократно показывает, что бухучет в Голливуде построен так же сложно, как транш обеспеченных долговых обязательств. Самое примечательное, что студии оформляют фильмы как самостоятельные организации, каждый проект существует как независимая внебалансовая компания. Затем фильмы продает мультиплексам сама киностудия, которая взимает с внебалансовой компании 30-процентную комиссию за распространение.
В результате, пишет Эпштейн, фильм после выплаты запредельного тарифа редко оказывается прибыльным, даже если студия зарабатывает за счет комиссии за распространение, так что сценаристы, режиссеры, актеры и прочие участники процесса, получающие часть прибыли от проката, в полугодовых отчетах редко видят что-либо кроме убытков. Одна из очевидных целей такого искусного бухучета состоит в том, чтобы снизить сумму выплат звездам, которые, помимо гонорара, получают процент чистого дохода фильма, пишет The Wall Street Journal.
Эпштейн также подчеркивает высокую важность для сегодняшних студий рынка домашнего видео. Несмотря на то, что рост доходов в последние годы сгладился, студии по-прежнему значительно больше зарабатывают на домашнем видео (особенно DVD), чем на прокате в кинотеатрах. В связи с этим можно также вспомнить, какой выигрыш получили студии в результате недавней «войны форматов» между Blu-ray от Sony и HD-DVD от Toshiba. В обмен на согласие выпускать диски только в HD-DVD, Toshiba заплатила студиям Paramount и Dreamworks примерно 150 млн долларов.
Именно угроза потери этого огромного источника доходов беспокоит Голливуд в связи с развитием цифрового потокового видео. В 2007 году студии заработали на загрузках фильмов в цифровом формате всего 400 млн долларов, по сравнению с 17,9 млрд долларов дохода от DVD, 16,2 млрд долларов от проката на платных и бесплатных телеканалах и 8,8 млрд долларов от кинопроката. Стоит отметить также и то, что кассовые сборы кинотеатров составляли лишь четверть от общей суммы дохода, генерируемого в сегменте домашнего видео (37,1 млрд долларов).
В книге показано, как сильно изменился Голливуд за многие годы, подчеркивает The Economist. Благодаря буму многозальных кинотеатров, теперь есть возможность за один выходной вместить в зрительных залах почти всех, кто, возможно, захочет в этот день посмотреть фильм. На этом фоне активно развиваются и рекламные стратегии. В 1970-ые такие фильмы, как «Звездные войны» медленно набирали обороты в прокате по стране, постепенно наращивая аудиторию благодаря «сарафанному радио». Сегодня студии проводят стремительные маркетинговые наступления, пытаясь обеспечить себе аудиторию до того, как появится следующий блокбастер. Это игра высоких ставок.
Автор книги утверждает, что кинопрокат фильма не более чем маркетинговая кампания к последующему выпуску DVD и телетрансляциям, которые на самом деле приносят реальные деньги. Кинотеатры играют все менее значимую роль, в то же время пиратство и цифровое распространение сокращают «окно» Голливуда: время, которое отделяет выход фильма на большом экране от его появления на DVD и платных каналах. В какой-то момент, прогнозирует Эпштейн, студии будут выпускать картины почти одновременно во всех форматах.
Несмотря на то, что Эпштейн сетует на привычку Голливуда вновь пускать в производство использованный материал, сам он в значительной степени пользуется той же тактикой, местами копируя фрагменты из своей более ранней книги — «The Big Picture: Money and Power in Hollywood» (2005 года).
Противопоставляя выводы автора книги данным о кассовых сборах, обозреватель The Economist подчеркивает, что, несмотря на рецессию, кинотеатры отлично завершили 2009 год, и в этом году достигают еще больших успехов, комментирует The Economist. Более того, посетители кинотеатров с радостью платят лишние 3–4 доллара за билет на фильмы в формате 3D, хотя большинство из них в производстве обошлись лишь ненамного дороже. В то же время продажи DVD, которые можно считать главным источником дохода отрасли, падают. Вероятно, это лишний раз свидетельствует, насколько динамично развивается ситуация в киноиндустрии.
Источник: BFM
|