"Белка и Стрелка: Космические собаки" - это новейший полнометражный мультипликационный фильм отечественного производства. Первые кадры этого кино внушали некоторый оптимизм: картинку явно нельзя назвать халтурной. Но как оказалось, первое впечатление было ошибочным. "Белка и Стрелка" - это очередной российский кинотрэш в стилистике позднего Никиты Сергеевича Михалкова, трэш тем более гнусный, что его предполагается показывать детям.
Сразу замечу, что я не смотрел полнометражные компьютерные мультфильмы последних лет, такие как "Шрек" и "Ледниковый период". Поэтому эта линия рассуждений и аналогий для меня закрыта. Я беру "Белку и Стрелку" как чистый предмет феноменологического анализа, изолированный от аналогичных продуктов, по отношению к которым он, как легко догадаться, является второсортным. Повторюсь, качество картинки, как видно, на первых двух снимках отличное. Это хорошо, поскольку аналогичные технологии могут использоваться теперь в других проектах, в том числе образовательных. Крымский мост и "Площадь революции" мне понравились.
Анимация персонажей также сделана вполне качественно.
Невероятный, дикий трэш начинается на уровне сюжета. Я специально посетил официальный сайт фильма, чтобы узнать, как зовут тех кретинов, которые решили, что российским детям нужны такие мультфильмы. Имена этих героев: режиссер-постановщик Сергей Ушаков, авторы сценария Александр Татал и Джон Чуа. Итак, рассказываю.
Цирковая собачка Белка и бездомная дворняга Стрелка случайно знакомятся на улицах Москвы, после того как Белка потерялась и отстала от своей труппы. Вместе с скучной до зуда в скулах крысой-трикстером Вениамином они спасаются от агрессивных дворняг в памятнике Мухиной на ВДНХ (моя сестра сказала: "это Статуя Свободы?"). Там выясняется, что Стрелке в детстве мама наврала о том, что ее папа живет в космосе, и она теперь по ночам всматривается туда, в звездное небо. Выползка за продуктами в город заканчивается тем, что собак и крысу ловит шарикоподобный борец с бездомными животными. Их сажают в клетку, и тут нормальный сообразительный ребенок уже задается вопросом: их убьют? Но нет, Татал и Чуа мыслят круче.
Собак этапируют по железной дороге в запертой теплушке на Байконур. Сцена с собаками, обреченно размышляющими о том, куда их везут, напоминает классические сюжеты о ГУЛАГе и Освенциме. "Белка и Стрелка" сняты так, что "Список Шиндлера", честное слово, кажется детской комедией. По прибытию на место собак принимает немецкая овчарка Казбек: натуральнейший вохровец из рассказов Шаламова. Собак помещают в камеру предварительного содержания, попутно фотографируя для лагерного личного дела и снимая отпечатки пальцев. Какую именно идею хотели этим передать господа Ушаков, Татал и Чуа? Вероятно, что СССР вообще и его космическая программа в частности были одним большим концентрационным лагерем. Но это только полбеды.
Дальше собаки начинают тренировки, и их переводят на облегченный режим. Собаки начинают испытывать внезапные патриотические чувства как по отношению к советской космической программе, так и к товарищу инструктору Казбеку. И чем дальше длятся издевательства над ними, тем больше они начинают любить свою великую Родину. О чем это? О рабской психологии советского человека (ну не советской же собаки, в самом деле)? О бескорыстном патриотизме? О том, что ребятам Российской Федерации надо с детства готовиться к тому, что рано или поздно их куда-то этапируют, и там заставят быть патриотами? Я не знаю.
Шизофрения создателей фильма усиливается, когда на сцене появляется кот-психиатр с моноклем, который персонализирует собой судебно-медицинскую психиатрию, параллельную тюремной власть, поддерживающую и медикализирующую ее. Разумеется, с этой реальностью российским детям тоже лучше знакомиться как можно раньше. Вся эта фантасмагория происходит на фоне полного отсутствия сколько-нибудь удачных шуток, свежих комедийных идей и повествования, которое буквально разваливается на глазах у зрителя на отдельные сцены, где что-то падает и взрывается. В конце концов собаки летят в космос, товарищ инструктор Казбек негласно контролирует их из заднего отсека, параллельно признаваясь в любви к Белке.
В результате получается какой-то ужасный компот из "Одного дня Ивана Денисовича", "Цельнометаллической оболочки", уже упомянутого "Списка Шиндлера", "Острова проклятых" Скорцезе и "Омона Ра" Пелевина, готовящий детей к их будущему в Российской Федерации.
Режиссер: Святослав Ушаков Россия, 2008, 85 мин. www.belka-i-strelka.ru
Кирилл Мартынов
Источник: liberty
|