Газета «Правда» пишет о закономерном творческом провале придворного режиссера Никиты Михалкова на ниве умасленного «казенного патриотизма».
ПРОВАЛ такой картины в условиях, когда на Западе входит в киномоду вычурная фантастика с изрядным приливом мистицизма, был вполне ожидаем. Хотя экстренное, в последний момент, включение фильма в основной конкурс позволяло предположить наличие каких-то договорённостей и гарантий. Здесь в конкурс обычно не берут фильмы, показанные на широком экране, а «Предстояние», напечатанное в фантастическом числе копий и оглушительно провалившееся в российском прокате, вот уже месяц как мозолит российский экран.
Странно и то, что достаточно злопамятный Никита Сергеевич забыл старую обиду, когда его первые «Утомлённые» были здесь отодвинуты на второй план (всего лишь Гран-при жюри) «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино, удостоенным «Золотой пальмовой ветви». НСМ тогда, помнится, запальчиво заявил, что никогда больше не ступит своим фильмом на каннский конкурс. И слово до сих пор держал, переориентировавшись на Венецию, где дважды стяжал «Золотого льва» — за «Ургу» и «12». Впрочем, будучи человеком ещё и весьма оглядчивым, полностью связи с престижнейшим каннским форумом, где его помнят ещё вполне молодым актёром, сыгравшим в нашумевшей тут в 1977-м «Сибириаде», поставленной его старшим братом Андреем Кончаловским, не порвал: его «Сибирский цирюльник» был фильмом открытия на фестивале 1999 года, а сам НСМ чуть позже соблаговолил возглавить жюри конкурса короткометражек.
Надо сказать, что каннское солнце традиционно не слишком расположено как к советским, так и к российским фильмам: триумфатором здесь был лишь Михаил Калатозов, полвека назад увенчанный «ветвью» за «Летят журавли». И всё. Ни Бондарчуку, ни Чухраю, ни даже Тарковскому, столь ценимому на Западе, ни другим нашим мэтрам оно, увы, больше ни разу не улыбнулось. Так что Михалкову вдвойне было бы лестно поставить своего рода рекорд, добавив к имеющемуся уже у него «Оскару» ещё и каннское золото,— никто из российских кинематографистов не может этим похвастать. Кстати, глазастые западные кинокритики усматривают некую перекличку «Предстояния» с тарантиновскими «Бесславными ублюдками», наполненными самыми дикими фантазмами о войне, что придавало нынешней ситуации дополнительную интригу: получив «ветвь», НСМ мог бы считать себя отомщённым за недооценку первых «Утомлённых». Но — не судьба.
«Предстоянию» «Правда» посвятила две публикации (№№41 и 50 с. г.). Последняя — «Угодничество и талант — вещи несовместные», размещённая в Интернете,— получила множество откликов.
«Угодничество и талант — вещи несовместные, — пишет Вероника Левина, — лучше и не скажешь. Разочарование после просмотра фильма очень сильное».
Георгий Сауриди: «По-моему, Никита Сергеевич слишком «осовременился». Уж очень стало принято выискивать отдельные факты, идущие вразрез с официальной версией героизма наших людей. Модным стало показывать все, пусть даже мелкие, наши огрехи во время войны. До того «доискались правды», что современная молодёжь всерьёз рассуждает о том, что эти потери были зряшными. И очень жаль, что в это дело вложил свою лепту сын Сергея Михалкова, патриота и государственника».
Андрей Зуев: «Михалков, думается, вполне сознательно стал рупором той идеологии казённого патриотизма, умасленного вульгарно понятым православием, которой проолигархическая власть стремится запудрить сознание народа, отвлечь людей от реальной борьбы за свои права, за будущее Родины, которого её пытаются лишить». Замечательно сказано, спасибо за ёмкость резюме. Жаль, Вас не пригласили к Гордону (одна из недавних его телепередач была посвящена «Предстоянию». — Ред.). Да и не могли, они Вас будут бояться и умасливать, а за неприятие — грохнут».
Юрий: «У «совести нации» не осталось никакой совести. Над народом открыто издеваются за его же деньги. Про память о героях войны, о поколении победителей и говорить нечего. Ветераны, простите нас, потомков, которые позволяют этой мрази глумиться над Победой!»
Виталий Шатилов: «Вот если бы он за свои проводил эксперименты — тогда, пожалуйста, вози по конкурсам и всевозможным тусовкам, а когда за мои деньги, будь добр исправить напортаченное, и мне в этом случае наплевать на мнение итальянского или французского эстетов».
Виктор Магер: «Студия Никиты называется «Трите». Надо бы переименовать в четыре «В»: Великий фильм Великого режиссера о Великой войне закончился Великим провалом. А вообще за такие фильмы сажать надо — как за глумление над собственным народом».
Сажать — это, конечно, с перебором. Достаточно практически единогласного общественного осуждения, которому подвергнуто «Предстояние». Причём как со стороны профессиональных кинокритиков, так и простых зрителей (такое совпадение в оценках — большая редкость). Вопрос в том, сумеет ли его создатель признать это. Признать и правильно понять. Правда, в этом случае предполагавшийся каннский приз, который только подчёркнул бы масштабность творческого провала, пришлось бы запрятать в какой-нибудь дальний ящик.
Ну а главный приз достался тайской ленте Апичатпонга Верасетакула «Дядя Бунми, который помнит свои прошлые жизни» — с видениями и бесчисленными реинкарнациями,— явно рассчитанной на киногурманов. Ничего другого ждать от жюри, возглавляемого известным эксцентриком Тимом Бертоном, и не приходилось.
Автор Владимир Вишняков
Источник: kprf
|