Обычно сиквелы классических фильмов вызывают у киномана раздражение. Первая мысль обычно — «не трогайте святое». Из этого правила есть два исключения — если оригинал с одной стороны был не так давно, чтобы закостенеть «каноном», с другой стороны был не так недавно, чтобы начать обвинять авторов в желании по-быстрому срубить бабла на прежнем успехе. Тогда сиквел воспринимается просто как некое возвращение старых друзей, с которыми давно не виделся. И второе исключение — если к авторам сиквела испытываешь стопроцентное доверие. Эти не допустят лажи, сделают на высшем уровне, не ударят лицом в грязь и не «сольют тему».
В случае «Истории игрушек 3» сошлись оба этих тонких момента. С одной стороны — «Пиксар» не снимает сиквелы», точнее, у них на данный момент всего одна линия «номерных» проектов — именно «История». С другой — вся история великого противостояния «Пиксар» vs «ДримВоркс» если что и доказала нам, так это то, что пиксаровцы не снимают плохого. У них случаются чуть более сильные вещи или чуть более проходные, но даже самый проходной проект «Пиксара» непременно оказывается достоин огромной зрительской любви по всему миру. Исключений просто нет в обширной фильмографии студии.
А потому возвращение База и Вуди спустя десять лет после выхода второй части было обречено на успех. Единственная дилемма — будет это супер-успех, на разрыв жил, до слёз в зале, или это будет ну так, просто успех, мол, надо же было когда-то вернуться к корням, ностальжи и всё такое, народу нравится, пожали плечами и пошли. Для любых иных парней за глаза хватило бы и последнего. Снимают же вон до сих пор «Шреков Энных», рубка капусты идёт и ладненько. Но Джон Лессетер наверняка «просто успех» в случае с триквелом «Игрушек» счёл бы за провал, и потому те же сценаристы, приступая к сочинению истории о прощании со старыми игрушками, ощущали на себе такой пресс ответственности, что им не позавидуешь.
Это чувствуется по длинной ретроспекции мультфильма, в которой история ну так осторожно выруливает на основную канву, что кажется, будто герои ходят по углям, шаг влево, шаг вправо. Вроде нас и развлекают заставочной поскакушкой, отсылающей к оригинальной дилогии, и устраивают нам триллер с первым побегом из мусорки, но всякому ясно — это ещё так, фильм не про это, будущее ещё не определено, детсад «Солнышко» ещё где-то там, за горизонтом.
То есть ностальгические нотки звучат с экрана почти сразу, но настоящего апогея они достигают именно тогда, когда начинается «побег из тюрьмы», когда на сцену выходит его величество Клоун и начинает свой долгий и печальный рассказ.
Пиксаровские мультфильмы вообще с годами очень сильно продвинулись от почти чистого энтертейнмента к почти голой философии, заменяющей в них, что называется, «мораль» (чему мы сегодня научились). Вот и в «Истории игрушек 3» довольно и шуток (и тут король — испаноязычный Базз), и аттракционов (хотя даже отрёхмерившийся «Пиксар» предпочитает тыканью предметами в зрителя стиль довольно сдержанный), и традиционных для «вселенной ИИ» цитат-отсылок, но фильм в общем и целом — не про взаимоотношения между Барби и Кеном, не про сложный характер персонажей, перешедших на тёмную сторону Силы, и даже не про тяжкую долю игрушек для самых маленьких, которые не доживают до пенсии, будучи разломаны, обслюнявлены или погрызаны.
«История игрушек 3» — о прощании с детством, которое рано или поздно наступает. И кто с ним не прощается, у того нет ума, но кто об этом не жалеет — у того нет сердца. По большому счёту, несмотря на игрушечный антураж и место действия, «Пиксар» снял самое недетское (не считая вставной короткометражки в «Вверх») и самое серьёзное своё произведение за всю карьеру.
Дети смотрят и смеются, что-то своё они в этом видят, но только взрослые понимают истинный смысл происходящего. Старые игрушки тут даже не действующие лица, а как тот самый нуарный Клоун вкупе с кошмарным Мегапупсом и его доктором Франкенштейном мишкой-обнимашкой, они — ничем не замутнённый укор нам, бессердечным, циничным, расчётливым людям, считающим себя взрослыми.
«Пиксар» рассказал эту историю так, как не рассказал бы её никто другой. Осталось сходить и посмотреть. До встречи в кино.
PS Что касается традиционной короткометражки, перед нами оказался очень лаконичный и чрезвычайно концептуальный пример сочетания два- и триде в одной картинке, забавная и очень оптимистичная безделица, которая займёт своё положенное место в иконостасе своих предшественниц.
Источник: Кинокадр
|