Американский прокат поделили между собой псевдодокументальный хоррор «Последнее изгнание дьявола», фильм-ограбление «Налетчики» и кровавый исторический боевик Нила Маршалла «Центурион», вышедший ограниченным релизом.
«Последнее изгнание дьявола»
Потомственный изгонитель бесов Маркус Коттон уже четверть века занимается экзорцизмом. За этот период ему приходилось сталкиваться лишь с совершенно очевидными примерами чисто психического расстройства, для чего преподобный выработал собственную формулу изгнания, основанную на эффектах внушения. В итоге разочаровавшись в вере и в выбранной им стезе, Коттон позволяет киношникам снять о себе документальный фильм, раскрывающий все подробности приемов экзорцизма, придуманных священником. Но кто мог знать, что новое дело этого известного изгоняющего дьявола окажется совершенно непохожим на предыдущие, и обычными психологическими трюками здесь вряд ли можно будет обойтись.
Только успело по полной отгреметь снятое за жалкие по голливудским меркам 15 тысяч долларов мокьюментари «Паранормальное явление», как очередной представитель жанра, также сделанный за гроши, уже штурмует американские кассы. После первых своих фестивальных показов названный одним из сильнейших хорроров года, фильм «Последнее изгнание дьявола» — это очередной идейный наследник классического «Экзорциста» Уильяма Фридкина и его многочисленных последователей, только выполненный с упором на максимальную реалистичность. Возникшей до выхода шумихе вокруг проекта Дэниэла Стамма (как и, например, в случае с «Районом № 9» и тем же «Паранормальным явлением») во многом поспособствовала умелая рекламная кампания, развернутая в основном в глобальной сети. Особенно удачным оказался ход маркетологов с вирусным роликом, заработавшим пару миллионов просмотров на ютубе и представлявшим собой видеосборник из реакций пользователей сервиса chartroulette.com (ресурса, где люди могут общаться со случайным собеседником) на девушку, закатывавшую глаза и бросавшуюся с душераздирающим ревом в экран компьютера.
Сами создатели ориентировались не только на ленты об экзорцизме и различные мокьюментари, а также и на документальный фильм «Марджо», завоевавший в 1973 году премию «Оскар» в соответствующей категории и рассказывавший о популярном священнике Марджо Гортнере, когда-то бывшем самым юным служителем религиозного культа в истории. Уже будучи в более взрослом возрасте, он не забывал и о финансовых преимуществах своего положения. Но евангелиста заела совесть, отчего он решил во время последнего гастрольного тура раскрыть перед объективами съемочной группы все свои уловки и приемы убеждения.
Схожим образом поступает и герой «Последнего изгнания дьявола». Только, само собой, к данной истории примешан сверхъестественный элемент. Авторами сценария ленты стали Хак Ботко и Эндрю Герлэнд, несколько лет назад занимавшиеся имитацией документального кино в ленте «Жена по почте», ту же почву обрабатывал и режиссер Дэниэл Стамм в своей прошлой работе A Necessary Death. Продюсированием же картины занимался сам Элай Рот.
Американские критики к фильму отнеслись очень благодушно, да и первые сборы не вызывают сомнений в явном успехе ленты.
«Учитывая его неровность и ставящую фильм под удар рискованную концовку, этому малобюджетному хоррору удается быть очень пугающим всю его первую половину и провокативным в своих идеях о вере и религии», — критик Эммануил Леви.
«„Последнее изгнание дьявола“ — „Экзорцист“ нынешнего поколения? Нет, скорее это жуткий гибрид из «Ведьмы из Блэр» и «Шести демонов Эмили Роуз», — Стив Биодровски, Cinefantastique.
«Жуткий, умный и очень развлекательный малобюджетный ужастик», — Дженни Пунтер, Globe and Mail.
«Это тот редкий тип хоррора, который способен развлекать, даже когда на экране не происходит ничего пугающего», — Питер Хартлауб, San Francisco Chronicle.
«Напряженный, удивляющий, довольно пугающий и умный фильм», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«„Последнее изгнание дьявола“ дает вам хороший повод бояться темноты», — Питер Трэверс, Rolling Stone.
«Один из самых страшных фильмов, выходивших за долгое время, но только до того момента, пока не наступают его последние пять минут, и тогда картина просто разваливается на куски», — Кристи Лемайр, Associated Press.
«Почему я должен волноваться за героев, когда никто не прилагает никаких усилий, чтобы вызвать симпатию к персонажам или заставить нас идентифицировать себя с ними? „Последнее изгнание дьявола“ — фильм без сердца», — Джеймс Верньер, Boston Herald.
«Налетчики»
Команда грабителей экстра-класса готовится к делу, сулящему 20 миллионов навара. Правда, они еще не знают, что по их следу идет проницательный детектив Джек Уэллс (Мэтт Диллон).
Будучи вторым фильмом Джона Льюсенхопа, до того снявшего тюремную драму «Взаперти», «Налетчики» задействуют структуру heist-фильмов, картин об ограблениях — жанра нестареющего и полного самых разных шедевров, к тому же очень податливого на эксперименты (как пример, совсем свежее «Начало» Кристофера Нолана). Судя по рецензиям критиков, ничего нового в направление Льюсенхоп не внес, но все важные элементы (подготовка к воровской операции и ее выполнение, а также последующие действия преступников) на месте сохранил. Критики к картине отнеслись скорее негативно, чем равнодушно.
«Несмотря на отсутствие необычных идей, необычных персонажей и необычных трюков, некоторые зрители могут проникнуться „Налетчиками“. Другие же оценят его как занятный развлекательный фильм, но не более того», — Гэри Уолкотт, Tri-City Herald.
«Лента распадается на части посреди технически хорошо поставленных, но плохо снятых (а порой и вообще нелепых) экшн-эпизодов», — Джефри Андерсон, Common Sense Media.
«Музыкальные звезды Tи Ай и Крис Браун продюсировали фильм, в котором они посчитали забавным сыграть главные роли, но не тот фильм, который производит забавное впечатление», — Нелл Майноу, Beliefnet.
«Центурион»
117 н. э. Центурион Квинтус Диас (Майкл Фассбендер) захвачен в плен пиктами, откуда он в итоге все равно сбегает. Ускользая от преследователей, он находит спасение в лице легендарного 9-го Испанского легиона, возглавляемого генералом Титусом Вирилусом (Доминик Уэст) — человеком, уважение и почет солдат к которому всем известен. Римлян ведет за собой девушка-пикт Итэйн (Ольга Куриленко), чьей задачей является доставить солдат к логову предводителя данной народности Горлакона. Оказавшись жертвой предательства, почти весь легион погибает, а выжившие (среди которых оказался и Квинтус, заваленный трупами в самый разгар битвы) решают освободить из плена генерала, захваченного врагами во время устроенной теми бойни.
Нил Маршалл считается одним из самых интересных жанровых режиссеров современной Британии, правда, после относительно прохладного приема публикой его третьей картины «Судный день», кредит доверия к этому кинематографисту несколько пошатнулся.
Первые две его ленты — «Псы-воины» и «Спуск» — были крепко сбитыми напряженными хоррорами, но, что самое примечательное, сумевшими обрасти культовой славой спустя совсем малое количество времени после их выхода на широкие экраны. Причем что в истории солдат, борющихся с неожиданно нагрянувшими на их учения чудищами («Псы-воины»), что в рассказе о девушках-спелеологах, спустившихся в пещеру и нарвавшихся там на кровожадных тварей («Спуск), не было ничего нового — лишь хорошо знакомое старое. Да и источники вдохновения обоих фильмов были совсем уж очевидными (от «Чужих» до «Хищника»), однако Маршаллу удалось синтезировать из имеющегося материала действительно свежее и бодрое кино, при этом сдобренное каким-то старомодным очарованием. Свои режиссерские эксперименты по скрещиванию проверенных старых метод и новомодных тенденций постановщик решил продолжить на постапокалиптическом поле с большим, чем до этого, бюджетом. Получившийся фильм «Судный день» возложенные ожидания как-то не оправдал, и если бы не репутация его автора, то он, скорее всего, и вовсе прошел бы незамеченным.
В своей четвертой работе режиссер поупражнялся на тему пеплумов: «Центурион» обыгрывает старую легенду о том, что же на самом деле случилось со знаменитым 9-м Испанским легионом римских солдат, прекратившим свое существование где-то приблизительно в первой половине II века нашей эры. Маршалл придерживается той версии, что легион был разгромлен народом пиктов, населявших тогда землю будущей Шотландии. В «Центурионе» режиссер остался верен себе, создав зрелищный, но незатейливый исторический экшн, где на экране десятками отрубаются головы, а кровь течет рекой.
Американские критики отнеслись к фильму сдержанно, разделившись в общем хоре мнений пополам.
«Реалистичное, жестокое, кровавое приключение, полное волнующих экшн-эпизодов», — Шон Минс, Salt Lake Tribune.
«Намного более интересный и гораздо менее утомительный, чем его недавние дорогостоящие голливудские аналоги», — Кэри Дарлинг, Dallas Morning News.
«Единственный новый прием, который Маршалл привнес в фильмы о Римской империи, — это шокирующая эстетика», — Энди Клейн, Brand X.
«В высшей степени развлекательный приключенческий экшн», — Эф. Экс. Фини, Village Voice.
«Действительно, этот фильм нечто большее, чем простой мальчишеский приключенческий рассказ, выполненный в более брутальной манере, чем многие другие образцы жанра. И „Центурион“ не столь нелеп, как, например, «Следопыт», но, в конце концов, он слишком динамичен и отвратителен, чтобы просто сойти за тупое развлечение без всяких примесей, и в то же время он слишком глуп и шаблонен, чтобы считаться серьезной исторической эпопеей», — Фрэнк Свитек, One Guy's Opinion.
«Отличный фильм, пригодный для отдыха с парой бутылок пива и друзьями», — Крис Бамбро, JoBlo's Movie Emporium.
«„Центурион“ — любопытная смесь из „Гладиатора“, „Храброго сердца“ и „Апокалипто“, но не настолько же хорошая, как любой из данных фильмов», — Кристофер Туки, Daily Mail.
На следующей неделе в американском прокате стартуют ленты «Американец» Антона Корбайна, где Джордж Клуни играет киллера, решившего завязать со своим ремеслом, «Мачете» Роберта Родригеса, в котором Дэнни Трэхо также воплотил образ наемного убийцы, и романтическая комедия «На расстоянии любви».
Источник: Кинопоиск
|