В Берлине показали первый артхаусный фильм в формате 3D — так здесь называют «Пину» Вима Вендерса. По сути это признание в любви выдающемуся хореографу, виртуозно станцованное труппой Пины Бауш. Земляк Вендерса Вернер Херцог спустился в пещеры Шоме во Франции, чтобы снять древнейшие в мире наскальные рисунки.
На протяжении 25 лет Вендерс собирался снимать фильм о Бауш, но ему пришлось подождать появления технологий, способных запечатлеть уникальную работу Пины. 3D оказалось подходящим вариантом, но, к сожалению, в 2009 году Пина ушла из жизни. Режиссер моментально свернул проект, однако поклонники Бауш по всему миру просили его продолжить.
Выпускница нью-йоркской школы «Джулиард», Пина Бауш танцевала с младых лет. Она училась в Эссене, где ее преподавателем был Курт Йосс, один из родоначальников немецкого экспрессионистского танца. С 1969 года Пина являлась руководительницей Эссенского балетного театра. В 1973 году возглавила группу современного танца в Вуппертале.
«Меньше всего меня интересует, как люди двигаются, — говорила хореограф. — Меня интересует, что ими движет». И это истинная правда: в фильме Вендерса члены ее труппы, танцоры самых разных возрастов, рассказывают, как Бауш давала им задания («Она попросила меня изобразить радость танца. Я придумал движение, и на его основе Пина поставила одну из пьес»), об индивидуальном подходе к каждому и о том, как важна каждая деталь. Например, в пьесе «Кафе Мюллер» одна из партий исполняется с закрытыми глазами.
Пина любила стихию. Ее труппа танцует в воде, на земле, рассыпанной по сцене, а также на листьях в лесу и на песке возле моря. Но где бы ни были танцоры, они выглядят совершенно уникально. Изумительная пластика и невероятные движения придают номерам в фильме Вендерса элемент фантастики, кажется, что человеческое тело на такое просто не способно.
«Я увидел первый спектакль Пины в 1984 году, — вспоминает Вендерс. — И немедленно посмотрел все, что она ставила. Мне сразу же захотелось снять о ней фильм. Вот только я понятия не имел, как это сделать. Чем больше я смотрел на ее работу, тем больше понимал, что не смогу убедительно показать то, что она делает. Мы с ней даже шутили на эту тему».
В 2006 году Вендерс увидел на Каннском кинофестивале фильм-концерт группы U2 в формате 3D. Сразу после показа режиссер позвонил Бауш и сказал, что знает, как снять картину о ней. Однако вскоре выяснилось, что не все так просто. «К тому времени технология еще не была достаточно развита, — говорит Вим Вендерс. — Посмотрите роскошный «Аватар» Джеймса Кэмерона, но обратите внимание не на компьютерную составляющую, а на съемки в реальности. Там куда менее отточенная картинка: у людей как будто три руки и четыре ноги. Кэмерон умело монтирует фильм, так что этот дефект почти незаметен. Но мне нужно было показать естественные движения. И это стало возможно только в 2009 году».
Однако Пина внезапно скончалась от рака спустя всего пять дней после постановки диагноза. Только благодаря увещеваниям труппы и фанатов Бауш Вендерс решился возобновить проект. Но он уже отличался от задуманного. «Сначала я хотел снять путешествие по миру с Пиной и ее танцорами. Я бы показал, как она работает с ними — ее методы были уникальными. Когда она разрабатывала пьесу, то задавала вопросы своим танцорам, а отвечать просила не словами, а жестами. Но теперь мне пришлось искать замену Пине, а кто лучше знал ее, кроме участников труппы? Так что я задавал им вопросы, которые хотел задать ей. А они отвечали мне танцем».
Вендерс умело пользуется трехмерным изображением, превращая экран в настоящую сцену. Иногда он выводит своих героев на улицы Вупперталя, где базируется труппа Бауш. Но где бы ни находилась камера, Вендерс с огромной любовью фиксирует каждое движение, каждый вздох, каждый шелест платьев женщин и каждый жест.
На Берлинале фильм демонстрировался в dolby 3D, и КиноПоиск должен констатировать, что это абсолютно великолепное и ни с чем не сравнимое зрелище.
Земляк Вендерса Вернер Херцог тоже попробовал свои силы в формате 3D и спустился в пещеру Шоме, где была обнаружена наскальная живопись, возраст которой составляет порядка 30 000 лет. Вот только результат получился гораздо менее впечатляющий. Херцогу разрешили взять с собой только небольшую камеру, поскольку иная техника представляла бы угрозу хрупкой среде пещеры. И хотя заявлено, что Херцог снимал на специально сделанную для проекта маленькую 3D-камеру, картинка на экране подозрительно похожа на конвертированное 3D.
Источник: Кинопоиск
|