05.03.2011 Накануне 8 марта все девочки, девушки и женщины стремятся выглядеть особенно хорошо: парикмахерские работают на износ, в салоны красоты не пробиться, нарядные платья и косметика разбираются, как горячие пирожки. Действительно, удачный "прикид" и "боевая раскраска" творят с дамами чудеса, мимо которых не могут пройти не только мужчины, но и, разумеется, Голливуд. Впрочем, иногда женщины в фильмах претерпевают и более глубокие превращения…
Порою девушкам на экране приходится прихорашиваться ради дела – хорошего и не очень. Такова, например, героиня Сандры Баллок в "Мисс Конгениальности". Агент ФБР Грейси - бой-баба, способная положить на лопатки многих мужчин (но только на татами!) – должна надеть вместо брюк платье, сделать маникюр, макияж и прическу и обучится ходить по подиуму для того, чтобы внедриться в число соискательниц титула "королева красоты" на шоу, где замышляется преступление. Люк Бессон и Анн Парийо познакомили нас с Никитой – обычной "неблагополучной" девчонкой, которая, попав в переделку, соглашается выучиться на тайного агента с "лицензией на убийство" и вместе с профессиональными знаниями приобретает новые манеры и способность выглядеть настоящей леди (позже Бриджит Фонда сыграла ту же роль в американском римейке "Возврата нет"). А вот героиня Джины Дэвис в "Долгом поцелуе на ночь", напротив, поначалу представляется нам (и себе тоже!) скучной и провинциальной домохозяйкой. И лишь чрезвычайные обстоятельства заставляют этого Борна в юбке вспомнить некоторые навыки, явно выходящие за рамки опыта благопристойной матери семейства, и стать сущей сорвиголовой.
Энн Хэтауэй в "Дьявол носит Prada" (2006) сыграла начинающую серьезную журналистку, которая случайно попадает на работу в редакцию авторитетного журнала мод и под влиянием среды и стервозной начальницы вынуждена сменить имидж с богемного на гламурный. Это явно пошло на пользу ее внешности, но вот не разъест ли глянец ее душу? А в первой своей большой роли пятью годами ранее актриса показала всем, "Как стать принцессой", когда ее героине – простой американской школьнице – пришлось сменить гардероб, обучиться безупречному поведению и дворцовому этикету и сделаться наследницей трона одной из европейских мини-стран.
В похожей ситуации Кейт Бланшетт пришлось меняться не в лучшую, а в худшую сторону. Ее Элизавета в одноименной картине 1998 года поначалу стремится и в монаршем статусе остаться человеком и женщиной. Когда же это не получается, веселая, жизнелюбивая, рыжеволосая и конопатая девушка предстает перед нами холодной, властной, неприступной и отстраненной королевой-девственницей в напудренном парике и с выбеленной маской вместо лица. Добавить стервозности своей героине пришлось и в самом свежем примере радикальной трансформации женщины – оскароносном для Натали Портман "Черном лебеде". Балетмейстер-искуситель требует от юной балерины не только присущих ей по жизни чистоты, наивности и благородства Одетты, но и сексуальной раскрепощенности, искушенности и коварства Одилии. И ради заветной роли артистка пускается во все тяжкие. А уж о превращениях персонажа Кристанны Локен в "Терминаторе-3" вообще не хочется вспоминать…
И все же чаще всего из гадкого утенка в прекрасного лебедя женщины превращаются именно ради того, чтобы привлечь внимание сильного пола. Эта столь же очевидная, сколь и благодатная для кино тема в свое время регулярно обеспечивала работой Одри Хепберн. В 1954 году актриса сыграла заглавную роль в "Сабрине" (более известной ныне по римейку 1995 года с Джулией Ормонд). Богатый молодой повеса даже не подозревает, что по нему сохнет юная застенчивая и неуклюжая дочь шофера, и влюбляется в нее только тогда, когда после пребывания в Париже она возвращается элегантной и изысканной леди. Однако за два года в Европе девочка не только прибарахлилась, но и поумнела. Легкомысленный ловелас ей больше не интересен…
Тремя годами позже на экраны выходит мюзикл "Смешное лицо". Там Хепберн – продавщица книжного магазина, которая случайно и поначалу неохотно становится моделью. Постепенно снобизм миловидной, но очень серьезной "ботанки" по отношению к "дурацкой" профессии уступает место любопытству, а потом и удовольствию - от работы и общества симпатяги-фотографа: какая женщина может устоять перед обаянием Фреда Астера и нарядами от Живанши? Но, конечно, апофеозом преображения в кадре стал другой мюзикл с участием актрисы – "Моя прекрасная леди" (1964), где чумазая торговка "фьялками" Элиза Дулитл благодаря капризу профессора фонетики Хиггинса превращается из беспородной невежи и невежды в даму с отменными аристократическими манерами, способную поддержать светскую беседу. Разумеется, упорные занятия, общение с людьми иного круга и чувство к своему Пигмалиону вызвали не только внешнюю трансформацию Элизы: у нее теперь новые мечты, новые амбиции. И как теперь ей возвращаться на свой цветочный рынок?
Ничего не напоминает? Ну, конечно же, "Красотку"! Волею случая подцепив с панели "прекрасного принца", уличная проститутка Джулии Робертс оказывается в другой жизни – в мире бриллиантовых колье, игры в поло и полетов в оперу на частных самолетах. Шопинг на Родео-драйв существенно облагородил экстерьер девицы, но не лишил ее чувства собственного достоинства: по окончании сказочного контракта она вернулась в свои трущобы – с твердым намерением "завязать" с продажей тела и пойти учиться, чтобы самой зарабатывать на Dom Perignon с клубникой. Такой максимализм растопил сердце принца, и он приехал за ней на белом коне (сохранилась ли после этого у Вивиан решимость идти в колледж, история умалчивает).
Все эти (и многие другие) киноистории – суть вариации на тему сказки о Золушке (что, кстати, не без юмора признается в "Красотке"). Однако в современном изложении Синдирелла - Даниэлла ( Дрю Бэрримор) из "Истории вечной любви" (1998) - не рассчитывает на волшебство доброй феи, чтобы заполучить в мужья принца и дальше жить за ним как за каменной стеной. Ее цель - самостоятельность и материальная независимость, и она целенаправленно к ней идет: и "коня на скаку…", и "в горящую избу…". А по дороге еще и того самого принца из беды на себе вынесет. Да и сам царевич западает не на красавицу в бальном платье, а на отчаянную пацанку с нетривиальным по тем временам мировоззрением…
Более того, студия DreamWorks пытается убедить нас, что иногда ради любви и семейного счастья женщина готова превратиться из красавицы в чудовище – вспомните принцессу Фиону в " Шреке". Правда, убедительно это выглядит только в мультфильме; аналогичные примеры в игровом кино в голову не приходят… Разве что "Леди-ястреб", где Мишель Пфайффер днем становилась птицей – но это происходило вопреки ее воле из-за наложенного проклятия. Да еще некая Эль Вудс ( Риз Уизерспун) из "Блондинки в законе": в попытке вернуть парня ей пришлось не только сильно поумнеть, но и… научиться одеваться немного скромнее.
Подводя итоги нашего далеко не полного обзора, отметим, что, несмотря на все возможности стилистов, гримеров и костюмеров американской Фабрики грез, которые в принципе могут сделать конфетку из любой актрисы, авторы фильмов о преображении женщин каждый раз доказывают нам: красивая внешность не синоним и даже не залог счастья в личной жизни. Поэтому, дорогие дамы, бросайте маниакально худеть (вспомните печальный пример героини Эллен Берстин в "Реквиеме по мечте") и молодиться (а то закончите, как персонажи Мерил Стрип и Голди Хоун в "Смерть ей к лицу"). Богатый внутренний мир – вот что, если верить Голливуду, ценят в женщинах мужчины. А оценив, уже сами дарят шмотки и брюлики…
Одри Хепберн в фильме "Моя прекрасная леди"
Джулия Ормонд в фильме "Сабрина"
Дрю Берримор в фильме "История вечной любви"
Фиона из мультфильма "Шрек"
Риз Уизерспун в фильме "Блондинка в законе"
Сандра Баллок в фильме "Мисс Конгениальность"
Бриджит Фонда в фильме "Возврата нет"
RUTV.ru по материалам guardian.co.uk
Источник: Телеканал «Россия»
|