Как пишет Википедия, у себя на родине в Дании Сюзанну Бир порой обвиняют в излишне коммерческом подходе к фильмам. В принципе в этом нет ничего страшного — мало кому из режиссеров удается снимать авторское кино, которое при этом интересно зрителю. С другой стороны, пора прекращать доверять Википедии, надо самим смотреть кино и делать выводы.
Бир стала известна благодаря романтической комедии «Один единственный». В ней она сводит две пары, которые пытаются зачать ребенка, но жизнь диктует свои правила, и в результате образуется только одна семья. Сюзанну вообще волнуют проблемы обычных людей и отношения. Она исследует брак, измены, увлечения, добавляет трудностей своим героям, как, например, в «Открытых сердцах», и даже заставляет увлекаться конкурсом «Евровидение» («Только раз в жизни»).
Уже два фильма Сюзанны получили ремейки: англичане сняли «Единственную на свете», а американцы — «Братьев». Сама Бир попробовала себя в англоязычном кино в 2006 году, поставив драму «То, что мы потеряли». Помогал Сюзанне режиссер Сэм Мендес, который работал продюсером на картине. Бир утверждает, что у нее была полная свобода действий, что не присуще голливудским проектам. Фильм в прокате прошел неудачно, но получил одобрение критиков. Режиссер вернулась домой, где сняла драму «Месть», принесшую ей премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Ранее на эту премию претендовала ее лента «После свадьбы» с Мадсом Миккельсеном.
Один из героев «Мести», швед Антон, работает врачом в Африке, редко бывая дома в Дании. Поэтому он не знает, что его сын Элиас является объектом травли одноклассников. Но все меняется, когда в школе появляется Кристиан — мальчик заступается за Элиаса, став его другом. Вместе они решают отомстить автомеханику, который прилюдно унижает Антона.
Мы говорим с Сюзанной по телефону за месяц до релиза ее «Мести» в России.
Первым делом хочется поздравить вас с «Оскаром»!
Спасибо!
Ваш фильм стартует с 27 апреля в России и называется «Месть», а не «В лучшем мире», как на английском. Какое название лично вам больше нравится?
Мне больше нравится «В лучшем мире». Я, кстати, хотела изменить датское название, пока было не поздно, потому что, как мне кажется, «В лучшем мире» отражает надежду, которая есть в фильме, тогда как «Месть» указывает на жестокость.
Тем не менее я с большим удовольствием посмотрела ваш фильм. Скажите, а где вы нашли таких прекрасных парней на главные роли?
У нас был очень интенсивный кастинг, мы искали актеров по всей стране. Казалось, процесс будет длиться вечность. Отобрали 120 мальчиков, из которых 10 или 12 записали пробы. Как только я увидела Маркуса и Вильяма, то сразу поняла, что они-то мне и нужны.
Тяжело вообще работать с детьми?
Мне нравится! Я часто с детьми работала. Обращаюсь с ними так же, как и со взрослыми актерами, и ожидаю от них такой же реакции. Единственная разница в том, что у взрослых актеров, как бы тебе сказать… У них свой язык, да и уровень подготовки совсем другой, но по-настоящему талантливые дети интуитивно чувствуют, что от них требуется.
Они у вас фантастические! Парень, который играет Кристиана, напомнил мне юного Кристиана Бэйла.
Ты знаешь, а он действительно на него похож. У Маркуса есть что-то во взгляде, такое же пугающее, как и у Кристиана.
Антон родом из Швеции, и над его сыном Элиасом одноклассники постоянно издеваются, в том числе из-за национальности. Что не так со шведами?
На самом деле все немножко не так. Дело не в антагонизме между Швецией и Данией. Мы в фильме используем это противопоставление, чтобы показать, до чего глупым бывает расизм. Если травить человека из-за его национальности, то с тем же успехом можно в Дании травить шведа. Мальчишки найдут, к чему прикопаться, если захотят. Пусть даже это будут небольшие отличия. Если захочется поиздеваться над кем-нибудь, то подойдет любой повод. У меня в фильме Элиаса шпыняют за то, что он швед, и называют крысенышем. Мы вообще-то это добавили в сценарий уже после того, как нашли своих актеров. Есть в лице Элиаса что-то такое, так что мы дали ему такую кличку.
Я слышала, что вы часто меняете сценарий после того, как подбираете актеров.
Есть такое. Часто, да. Потому что кино — органичный процесс, и когда ты находишь своих актеров, то что-то обязательно меняется. Сцены смотрятся совершенно иначе. Так что нужно максимально приспособить сценарий к реальности, иначе получится неестественно. По-моему, это нормально для съемочного процесса. Уж лучше я заранее что-то изменю, чем потом буду искать способ справиться с проблемой.
«Месть» — ваше шестое сотрудничество с оператором Мортеном Сёборгом. У него роскошная картинка получилась! Насколько для вас как для режиссера важна операторская работа в фильме?
Очень важна. Особенно важно работать с оператором. Мортен умеет обращаться с камерой. Знаешь, он ее в руках держит, но при этом снимает очень точно. И он всегда знает, что будут делать актеры и как поведет себя массовка. Мне очень важно, чтобы он находился максимально близко к актерам, потому что это помогает мне рассказать историю.
Должна признаться, что очень люблю ваш фильм «Открытые сердца», который вы снимали по манифесту «Догма 95». Всегда было интересно, что самое сложное при соблюдении этих правил?
Мне многое нравится и многое не нравится в этом манифесте. Мне очень не нравится, что звук надо записывать на площадке и нельзя потом переозвучивать или накладывать музыку. У тебя руки связаны. Не очень творческая работа получается. Именно вот это правило мне кажется антитворческим.
А какое правило вам нравится?
Все остальные! Понимаешь, остальные правила относятся к способу развития сюжета, к тому, как нужно рассказать историю.
Правила манифеста «Догма 95» гласят:
1. Фильм нужно снимать на натуре. Реквизит и декорации запрещены. Если для сюжета необходим какой-то предмет, то необходимо выбирать места съемок так, чтобы там находился этот предмет. 2. Звук не должен отличаться от изображения, и наоборот. Музыка не может звучать в фильме, если она не звучит в снимаемой сцене. 3. Оператор должен держать камеру в руках. Любое движение или неподвижность, присущие ручной съемке, разрешены. Фильм не может сниматься там, где камера стоит на штативе. Снимать можно только там, где развивается действие. 4. Фильм должен быть в цвете. Дополнительное освещение запрещено. Если света очень мало, то к камере можно прикрепить лампу. Если же сцена слишком темная, ее нужно вырезать при монтаже. 5. Оптические фильтры и обработка пленки запрещены. 6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма). 7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас). 8. Жанровое кино запрещено. 9. Формат фильма должен быть 35мм. 10. Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.
А вы бы смогли снять «Месть» в формате «Догмы 95»?
Нет. У меня в фильме есть костюмы, нам пришлось строить декорации, например, госпиталь, в котором работает Антон. Вообще, на мой взгляд, любую современную историю можно снять в этом формате. Но вот конкретно в случае с «Местью» это невозможно. Там большое значение играет музыка, и фильм выигрышно смотрится с ней.
Вернемся к вопросу сотрудничества. «Месть» — ваш четвертый фильм со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном. Как вы вдвоем работаете над сценариями?
Мне очень трудно говорить на эту тему. По большому счету мы с ним садимся и обсуждаем будущий фильм. Как правило, у каждого из нас уже есть какие-то идеи, и мы рассказываем их друг другу. Иногда в результате получается совсем не то, что мы задумали. Вот как с «Местью» — мы начинали придумывать совсем другое кино! Андерс показал мне свои наброски сцен с участием мальчиков и полиции, и они мне понравились. Мы начали отталкиваться от них и разрабатывать историю. Он что-то придумывает, я что-то придумываю, а потом он пишет. Мы не придумываем сначала сюжет, не пишем тритмент (сценарное решение). История сама разворачивается перед нами в процессе работы.
Говорят, вы хотите снять комедию.
Да-да, я буду снимать романтическую комедию.
Правда? А то после «Одного единственного» вы не возвращались к этому жанру! Очень смешной фильм был, кстати, несмотря на то, что рассказывал про трудности в отношениях. Вообще, на мой взгляд, комедия — один из самых сложных жанров в кино.
Ой, комедия — суперсложный жанр! Поэтому я в ужасе!
У вас все получится.
Очень на это надеюсь!
Как вы вообще свои проекты выбираете?
На протяжении всей своей карьеры я выбирала проекты, которые меня интриговали, смогли затронуть или напугать. Знаешь, всякий раз, когда берешься за фильм, надо представлять, будто ты лезешь на гору, на которую ни разу не забиралась. Важно, чтобы гора тебе нравилась!
Голливуд снимает ремейки ваших фильмов, а вы вроде бы собираетесь французский триллер переснимать?
Собираюсь, но там пока что все на ранней стадии, мы только начали писать сценарий. О нем очень рано говорить пока. Занятный проект должен быть вообще.
У нас ремейки не особо практикуются, потому что любое иностранное кино в России для проката дублируется. Как вы к дубляжу относитесь?
Я к нему никогда не привыкну! Знаю, что в Германии кино дублируют, но вот недавно была в Италии, включаю телевизор, а там идет фильм с Джоном Уэйном. И тут он открывает рот и говорит по-итальянски! С ума сойти можно! Полный сюр!
Вам бы посмотреть какой-нибудь свой фильм в русском дубляже!
Посмотрю! (Сюзанна смеется.) Обязательно!
Я заметила, что Голливуд любит брать европейских актеров на роли злодеев. Смотрите: Мадс Миккельсен в «Казино Рояль», Николай Ли Кас в «Ангелах и Демонах», Кристоф Вальц в «Бесславных ублюдках» и «Зеленом Шершне», а сейчас Микаэл Нюквист в четвертой «Невыполнимой миссии» снимается. Как думаете, почему это происходит?
Думаю, это все пошло с литературы. Там злодеи все время обладали какими-то иностранными качествами. И американцы берут европейских актеров, потому что те говорят с акцентом, на лицо отличаются. Но корни нужно искать в классике, мне кажется.
Сюзанна, у меня к вам последний вопрос. На днях тут была статья в «Guardian» про женщин-режиссеров.
Я ее читала!
Там журналистка пишет, что женщинам тяжело не только потому, что приходится выбирать между семьей и работой, но и еще по причине нехватки уверенности.
Мне все-таки кажется, что все дело как раз в том, что женщины сами ставят себя перед выбором — дети или карьера. И молодые женщины, которые даже и хотели бы снимать кино, делают выбор в пользу детей, не понимая, что на самом деле можно совмещать семью и кино. Пора уже пересматривать наше отношение к институту семьи и к карьере.
Сюзанна Бир — мать двоих детей. Ее сыну 22 года, а дочери — 16.
В Голливуде всего 7 % женщин-режиссеров.
Источник: Кинопоиск
|