На этой неделе Universal Pictures International Entertainment и подразделение Home Entertainment компании Двадцатый Век Фокс СНГ объявили о заключении соглашения, в соответствии с которым Fox займется дистрибуцией всех фильмов и развлекательных передач UPIE на рынке домашнего видео в России. КиноПоиск обратился за комментариями к экспертам журнала Total DVD. Разговор затронул также особенности российского рынка лицензионного видео.
Сразу отметим, что это решение никак не повлияет на кинопрокат – фильмы Universal будет и дальше прокатывать российское подразделение студии.
По условиям трехлетнего соглашения Fox займется дистрибуцией фильмов и телепередач производства Universal (в том числе, производства компаний Universal Pictures и других партнеров UPIE) на DVD и Blu-ray дисках в России с августа 2011 года. В рамках соглашения Fox также будет отвечать за операционный контроль, финансовую сторону, продажи и маркетинг всей продукции UPIE, представленной на территории России.
Рынок домашнего видео в мире переживает не самые легкие времена. По данным отчета Digital Entertainment Group, продажи DVD в США в первой четверти 2011 упали на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом компания Netflix, занимающаяся онлайн-прокатом фильмов, за тот же год может похвастаться 33% увеличением спроса. В США продажа кино в интернете медленно, но верно вытесняет физические носители. Причем речь идет не только о DVD, но и о Blu-Ray – напомним, что с этого года компания DirecTV предоставляет подписчикам своего канала Home Premiere совсем новые фильмы в высоком разрешении. Голливудские режиссеры и американские кинотеатры бьют тревогу, о чем КиноПоиск уже вам рассказывал.
Что изменится в связи с решением Universal передать продажи своих фильмов на DVD и Blu-ray в России компании Двадцатый Век Фокс СНГ? КиноПоиск обратился к главному редактору самого крупного русскоязычного издания о домашнем видео Total DVD Борису Хохлову и его заместителю Александру Фолину.
Борис, как отразится этот ход на издание Blu-ray студии Universal?
Я думаю, не изменится ничего, потому что это точные копии дисков, выходящих по всей Европе. У дисков Universal, правда, есть огромный недостаток – отсутствие русских субтитров как на самом фильме, так и на дополнительных материалах. Не думаю, что Fox будет за это бороться. Учитывая, что Universal прекращают издавать в России диски явно не от хорошей жизни. Судя по всему, на Западе не рассматривают наш рынок как приоритетный – думаю, это больше вопрос престижа, - поэтому вряд ли наш офис будет что-то делать. Поэтому по отношению к Blu-ray не изменится ничего, кроме как отношение к ценовой политике. У Fox, как известно, одни из самых низких цен на Blu-ray по России - некоторые позиции из каталога они продают по 400 с лишним рублей. Так что цены на диски Universal, которые были одними из самых дорогих, скорее всего, как-то будет приведены к общему знаменателю.
Что касается DVD, то возможно нашим пойдут навстречу и дадут добро на «короткое окно», с которым Fox уже неплохо освоились. Если у кого-то и были неудачные «быстрые» издания, то у Fox они вполне приличные: картинка хорошая, цивильный звук. Ну бонусов нет, увы.
Кроме того, на «короткоокновых» релизах Fox нет оригинального трека.
Я думаю, что это уже всё, это готовая практика, которую никто менять не будет. С этим уже надо смириться.
То есть, мы в России не будем получать полноценные издания сравнительно новых фильмов?
По идее, что правильно, должны быть два издания: одно быстрое, «короткоокновое», другое полноценное коллекционное. Некоторые пытались это делать в своей время, «Видеосервис», например, переиздавали свои фильмы, но насколько мне известно, никаким особым успехом это не увенчалось. Думаю, что теперь, придется смириться с мыслью, что DVD – быстро, а Blu-ray – долго. То есть, хотите качества – берите Blu-ray. Хотите посмотреть быстрее кино – берите DVD. Сейчас так работает Columbia – у них на DVD фильмы выходят быстро и как попало, а Blu-ray потом уже переиздаются в качестве.
Известно, что зачастую студии диктуют отечественным производителям DVD как издавать диски – этим мотивируется отсутствие оригинального трека, бонусов, комментариев. Западные издатели боятся пиратства, это понятно. Но как объяснить отсутствие оригинального трека на Blu-ray и DVD релизе русского издания фильма «Король говорит!», вышедшего всего за неделю до американского релиза?
Это уже наши независимые издатели – как они договорятся, так и получится. Тут трудно подвести какую-то логическую базу. Я видел сравнение нашей картинки с западной – и вообще непонятно, откуда наши ее взяли. Она у нас более блеклая, но при этом сверху и снизу больше видно. Откуда это взято и на каких уcловиях это выпускается – непонятно.
Борис, официальная статистика по продажам DVD и Blu-ray в России где-то доступна?
Есть только относительная статистика, предоставленная магазинами. В целом от дистрибьюторов как не было официальной статистики 10 лет назад, так и нет. Они предпочитают не заявлять свои тиражи, за редким исключением – например, «Крепкий орешек 4» разошелся тиражом 1 миллион экземпляров, но в него вошли все суммарные издания, в том числе и региональные. Насколько мне известно, опять же неофициально, у нас рекордсменом по продажам является «Аватар». Многие крутили пальцем у виска и говорили, что Fox работает себе в убыток и продает по таким ценам, что заработать на них было нереально. Но тем не менее, рекорд за ними.
По данным журнала «ВидеоМагазин» общий объем продаж с начала текущего года достиг 26,03 млн. дисков. Однако эти данные как раз предоставлены дилерами оптовой и розничной торговли – согласно их цифрам, продажи DVD в России в среднем за неделю колеблются в районе 1,5 миллиона дисков. Опять-таки, официальной статистикой эти данные назвать трудно.
Заместитель главреда Total DVD Александр Фолин также напоминает, что у Universal был отличный пакет старых фильмов, которые они выпускали по весьма симпатичным ценам. Среди изданий Universal – трилогия «Назад в будущее», весь «Парк Юрского периода», ряд картин студии Warner – в России UPIE перевыпускал, к примеру, «Интервью с вампиром», «Константин: Повелитель тьмы», издавал «Мальчишник в Вегасе». Все эти диски были отличного качества.
Почему же все-таки Universal покидают российский рынок?
Вполне возможно, что студия переоценила российский рынок. Потому что все зависит от тиражей. Если тиражи превышали спрос, то всю прибыль съедали оседающие на складах непроданные диски. В конечном счете, боссы в Америке могли решить, что заниматься этим неинтересно. Причем в США рынок домашнего видео приносит такие колоссальные деньги, что некоторые фильмы собирают больше на видеоносителях, нежели в кино.
Однако в США набирает обороты сервис «видео по требованию» (VOD), разоряются точки продаж DVD, отмирает прокат DVD. Можно ли прогнозировать эту ситуацию на российский рынок?
В нашей стране развитие VOD пока что является только мечтой. Безусловно, услуга есть, но ее востребованность настолько мала, что это показывает, насколько люди на сегодняшний день не готовы платить деньги за подобные сервисы.
Одной из самых больших проблем лицензионного видео в России Александр считает неправильную ценовую политику компаний.
Конечно, цены очень сильно снизились за последние пару лет, но они по-прежнему гораздо выше, чем должны быть. Я считаю, что люди должны покупать диски практически безоглядно – приходишь в магазин, набираешь пяток дисков и не думаешь об их стоимости. Когда каждый диск стоит таких денег, что ты, завидев ценник, цокаешь языком и ставишь диск на место, это неправильно. Пираты могут поставить диск в продажу за 80 рублей, не тратясь на авторские отчисления. При этом стоимость авторских отчислений не может быть больше цены производства диска.
Стоимость региональных изданий составляет 100-120 рублей.
Вот именно! Студии же не в убыток себе их продают! Это говорит о том, что они могут позволить себе такую цену, но ставить ее не хотят. При этом студии требуют по 400-500 рублей за диск, на котором зачастую не переведены дополнения, нет оригинального трека, отсутствуют бонусы – человек берет диск и думает, за что он должен платить такие деньги? Издателям важно понять давным-давно, что дополнительные материалы – это фактически единственный стимул для киномана приобрести диск. Потому что без бонусов диск не может никак конкурировать с рипом, вытащенным из сети.
Судя по заполнению магазинов Франции, Италии или Германии, рынок DVD и Blu-ray в Европе пока жив. Во что он мутирует в США и в России - покажет время.
Источник: Кинопоиск
|