…начинается такая себе эпоха «кубанских казаков» ХХI века. Все правильно: на деньги государства это государство нужно хвалить.
Многие помнят, как начинался «Кинотавр» Марка Рудинштейна. Было это в эпоху перестройки 22 года назад. А вырос главный киносмотр России в гламурном курортном Сочи из фестиваля «некупленного кино» в провинциальном городе Подольске.
Первые 15-16 лет фестиваль имел девиз: «Фильмы для избранных - кино для всех». Эта формула фактически лежала в основе формирования конкурсной программы: здесь и жанровое кино, фильмы для массового зрителя, и произведения авторские, экспериментальные, арт-хауз. Шесть лет назад «Кинотавр» купил и возглавил Александр Роднянский, опытнейший продюсер, разносторонний кинодеятель.
За эти годы фестиваль стал поистине главным российским киносмотром, который производит не только селекцию, но и продуцирует, рождает, выдвигает новое кино, намечает вектор его развития. Конкурсная программа, составляемая «остроглазыми» отборщиками во главе с Ситорой Алиевой, однозначно репрезентует лучшие фильмы последнего производственного года. С нынешнего года рамки фестиваля расширены: к конкурсу могут быть допущены фильмы, произведенные в любой стране, но обязательно на русском языке. Т.е. концептуально: кинематограф «русского мира», русскофония по примеру франкофонии. Правда, на конкурсе «Кинотавра» из 22 картин созданных вне России не было. Зато некоторые авторы прошли зарубежные киношколы, преимущественно в США.
В конкурсе игровых полнометражных фильмов участвовали 14 лент, отобранных из 68 присланных. Эти конкурсные, а также фильмы открытия и закрытия фестиваля в основном и составляют палитру кинопроцесса года минувшего.
Нужно сказать, что полтора года назад в российском кино началась перестройка. Вызвана она была, прежде всего, тем, что несмотря на значительную государственную финансовую поддержку кинематографии /порядка $100 млн в год/, в прокате эти фильмы в основном проваливались, а доля сборов национального кино снижалась, т.е. поддержка была неэффективной. Был принят закон, по которому 30% делит Министерство культуры РФ на детское, документальное и авторское кино, а 70% выделяемых средств передается специальному федеральному Фонду кино /руководитель - С. Толстиков, в прошлом - офицер госбезопасности/, который распределяет их между восемью /с 2011 года - семью/ продюсерскими компаниями - так называемыми лидерами индустрии, которые выступают и как производители, и как эксперты. Они могут снимать сами, а могут также деньгами Фонда поддержать других продюсеров. Среди счастливчиков: Н. Михалков, С. Сельянов, Ф. Бондарчук, И. Толстунов, Т. Бекмамбетов, К. Эрнст и компания «Централ Партнершип», которую недавно возглавил не продюсер или режиссер, а прокатчик М. Лоло. Многие фильмы конкурса как раз профинансированы Фондом через «лидеров». Главная задача Фонда - делать нескучное, зрительское, позитивное кино, а если получится, то и слегка приукрашивать действительность. Высшему руководству страны не нравилось, что большинство авторских фильмов, участвовавших на международных кинофестивалях от России, были, хоть и талантливыми, но «чернушными», депрессивными, представляли российскую действительность с непарадной стороны. В.В. Путину захотелось в национальном кино позитива, глянца, жанровости, «голливудщины». Т.е. начинается такая себе эпоха «кубанских казаков» ХХI века. Все правильно: на деньги государства это государство нужно хвалить.
И продюсеры «откликнулись». Классическим примером такого «ответа» был фильм открытия - «Два дня» /сценарий А. Пармас, А. Смирнова, режиссер А. Смирнова, в главных ролях Ф. Бондарчук и К. Раппопорт/. Если коротко сформулировать его идею: и большой федеральный начальник может быть человеком, а не только коррупционером. Совершенно очевидна конъюнктурность данной конструкции, ее сервильность. Кстати, к чести отборщиков, в конкурсе подобных откровенных «произведений на злобу дня» не было. Как не было и ярких, звездных фильмов. Так, качественное кино, но без взлетов...
Главный приз - «Безразличие». Режиссер, соавтор сценария, сооператор, художник - Олег Флянгольц, ныне профессиональный успешный клипмейкер. В ролях: Ф. Бондарчук, А. Баширов и другие. Фильм был «запущен» в 1989 году, еще при советской системе кинопроизводства, как дебют. Значительная часть киноматериала была снята тогда. Замечательно смотрится Ф. Бондарчук в роли влюбленного юноши. А сам фильм переносит зрителя в Москву 60-х годов с ее величием и непростой жизнью граждан, которые живут рядом или вместе с криминалом. В процессе завершения картины наивный черно-белый пленочный материал был разбавлен и дополнен кинохроникой, цветной анимацией и цифровыми досъемками. Получилось стильно, оригинально и как-то щемяще. Конечно, на первый взгляд, выбор для высшей награды фестиваля выглядит спорно. Но фестивальная общественность приняла этот выбор. За неимением «гербовой», пишем на простой... На главный приз на самом деле в конкурсе реального претендента не было. Нужен был ЖЕСТ. И жюри его сделало. Кстати, получал приз не режиссер /он уехал/, а Ф. Бондарчук. Он напомнил, что, по правилам «Кинотавра», ни он в качестве продюсера, режиссера, артиста (как председатель Попечительского Совета фестиваля должен был обеспечить достойную финансовую поддержку фестиваля, что он успешно сделал: участвовали Минкульт, Фонд кино, администрации Краснодарского края и Сочи без каких-либо спонсоров), ни А. Роднянский, продюсер /президент фестиваля/, не имеют права принимать участие в конкурсе. Но с ролью двадцатилетней давности - можно. Впрочем, как все поняли, отмечена именно роль, а не картина как таковая. Если считывать глубинный смысл, заложенный в решении жюри как месседж, то получается, что поддержаны те, «старые» молодые, вступившие в профессию 20 лет назад. А уже что выросло - то выросло.
Приз за лучшую режиссуру - Бакур Бакурадзе, приз за лучшую женскую роль - Татьяна Шаповалова, приз гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон» - «Охотник». Здесь уже компромисса жюри не было, и критики поддержали Б. Бакурадзе, фаворита «Кинотавра»-2008 за фильм «Шультес» (показывался на «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах, а также награжден Гран-при нашей «Молодости»). «Охотник» - авторское неспешное кино о житье-бытье русского фермера, возвращающее к истокам человеческого бытия. Эстетически выверенная натуральность фактуры повествования подчеркнута еще и тем, что, как заявил режиссер на пресс-конференции, в ленте нет НИ ОДНОГО профессионального артиста. Это для режиссера принципиально. И тем не менее, опять-таки как вызов, воспринимается решение фестивального жюри наградить призом за лучшую женскую роль Т. Шаповалову, создавшую образ «женщины-отдушины» для героя, выглядящей, однако, в художественной ткани фильма исключительно как объект смысловых режиссерских манипуляций, но не как мастер-творец. Такую «пощечину» от жюри фестиваля всему актерскому цеху надо было чем-то сгладить. Компенсировали дипломом актрисе О. Фандере, но об этом ниже.
Приз за лучший дебют - Константин Буслов, «Бабло». Неизвестно, чего больше в этом решении жюри: шифровки или объективности. Поддержан вектор творчества для дебютанта и для продюсера: массовое, мейнстримное, успешное зрительское кино. Автор сценария и режиссер «Бабла» - К. Буслов, старший брат почти что мэтра зрительского кино - Петра Буслова («БУМЕРиада», бесконечный сериал «Наша Russia» и др.). Фильм снят по оригинальному сценарию на неоригинальную, но вечную тему: круговорот чемодана с миллионом денег. Российская специфика современного политического момента позволила сатирически показать сращение коррупционеров-силовиков, мелкого и крупного криминала и неправедного банкирского капитала, готового откупиться от любого преступления. На пресс-конференции творческой группы фильма кинокритики предсказали картине кассовый сбор в кинотеатрах в $10 млн. А это уже уровень американских блокбастеров. Возможно, он будет достигнут. Но не исключен и недобор из-за разгула визуального пиратства. Но это уже другая история.
Приз за лучшую мужскую роль - Константин Юшкевич, приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» - Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич - «Упражнения в прекрасном», режиссер Виктор Шамиров. «Тяжела и неказиста жизнь народного артиста...» Эта фраза могла бы быть ироническим эпиграфом к картине. В комедии о «чесе» антрепризой по провинции современных Счастливцевых и Несчастливцевых нет героев или антигероев. Фильм смотрится на одном дыхании, масса узнаваемых деталей, чувствуется авторская дистанция между персонажами и исполнителями, хотя авторы сценария, прототипы и исполнители - одни и те же лица. В. Шамиров - известный театральный режиссер, ученик М. Захарова. В кино не новичок: снимался как артист, писал сценарии, например, в соавторстве - «Антикиллер-2», как режиссер снял полный метр «Дикари». «Упражнения в прекрасном» - бенефис неунывающей актерской троицы, артистов и соавторов сценария, в основе которого - спектакль в театре им. Моссовета. Награды фильму фестивальный зал встретил овацией.
Приз за лучшую операторскую работу - Ибен Булл, «Портрет в сумерках», режиссер и соавтор сценария - Ангелина Никонова. Она дебютантка, училась на факультете кино и видео в Нью-Йорке. Там познакомилась с оператором из Голливуда и пригласила его в проект. Изображение завораживает. Красавица-артистка Ольга Дыховичная /она и соавтор сценария/ в кадре - женщина неземной красоты. Тем жестче и страшнее ее история - от невыносимого унижения до библейского всепрощения и сочувствия, возможно, даже любви к своему падшему мучителю. Фильм невольно отсылает неравнодушного зрителя к классике жанра - «Ночному портье» Л. Кавани о причудливой садомазохистской связи палача и жертвы. Понятно, что для такой ленты выразительная картинка - залог успеха. Камера Ибен Булла гениальна. Тем более проникаешься, когда узнаешь, что кино-то снято камерой MARK, почти фотоаппаратом! Вот и ответ жюри фестиваля на вопрос: можно ли снимать «большое» кино полупрофессиональной камерой? Можно, если оператор - МАСТЕР!
Приз «За лучшую музыку к фильму» им. М. Таривердиева - Александр Маноцков, «Мой папа Барышников», автор сценария и режиссер Дмитрий Поволоцкий, при участии Марка Другого. Д. Поволоцкий - режиссер-дебютант. Он профессиональный танцовщик и хореограф. Работал в Метрополитен-опера, закончил киношколу Колумбийского университета. В 2008 году отмечен на «Кинотавре» за короткометражку. В 2010 году проект «Мой папа Барышников», представленный на питчинге «Кинотавра» продюсером Н. Мокрицкой, был признан лучшим. И вот теперь готовый фильм о «перестроечной» Москве, о подростке-танцовщике, о том времени - с ностальгией, печалью и юмором. И конечно же, важнейший компонент такого фильма - музыка, созданная петербургским композитором А. Маноцковым, пишущим во многих жанрах (от авангарда до церковной музыки) и для разнообразных составов. Приз вручала Вера Таривердиева. Было трогательно.
Специальный диплом жюри - Оксана Фандера («За сочетание красоты и таланта»), «Огни притона», режиссер Александр Гордон. Знаменитый теле- и радиожурналист, артист, а теперь еще и кинорежиссер, снял фильм по сценарию своего отца - художника, писателя и поэта Гарри Гордона. Авторы определили жанр ленты как трагикомедию. Конец 50-х, Одесса. Хозяйка маленького подпольного борделя мама Люба в исполнении О. Фандеры - красавица и яркая личность. Великолепно передан одесский дух того времени, который, к сожалению, уже выветрился. Хорош актерский ансамбль, где яркими звездами блещут наши Ада Роговцева и Богдан Ступка. Коронная фраза героини: «Людей жалко, особенно - всех». Фильм - продукт независимого кинематографа. Стоит в производстве $ 2,5 млн. Продюсер картины - опытнейшая Елена Яцура рассчитывает оправдать вложения за счет «гастрольной» работы группы. Предполагается, что в кинотеатрах больших городов А. Гордон будет проводить премьеры с дискуссиями, т.е. свои фирменные программы «Закрытый показ». Интересный формат проката авторского кино. А вдруг получится? И средства вернутся!
Диплом гильдии киноведов и кинокритиков - «Родина или смерть», автор сценария и режиссер Виталий Манский. Знаменитый режиссер-документалист, мастер, идеолог, патриот и пропагандист кинодокументалистики, лауреат многочисленных кинонаград представил острополитический и в то же время очень человечный фильм о сегодняшнем дне «победившей кубинской революции», в зеркале которой очень четко отражается и привычная советскому человеку жизнь, еще недавно для нас обыкновенная, но уже сегодня далекая, абсурдная и трагическая.
Завершил панораму лучшего фестивального кино долгожданный фильм режиссера Андрея Звягинцева «Елена» (продюсеры А. Роднянский, С. Мелькумов). Картина фестивальную публику буквально потрясла бездонной пропастью человеческой души, живущей без любви и Бога. Как сказал режиссер, его фильм о Елене Ужасной, которая могла быть Еленой Прекрасной. У фильма хорошие перспективы международных продаж и «клубного» российского проката. Еще несколько лет назад из-за отсутствия инфраструктуры рынка российского кино, целостной индустрии как таковой финансовый успех, окупаемость подобной картины были невозможны. А сейчас уже не страшно смотреть в будущее «Елены»: высокое художественное качество в умелых продюсерских руках гарантирует финансовый успех. Если средства возвращаются, значит, индустрия работает. И часть этой индустрии, бесспорно, Российский открытый кинофестиваль «Кинотавр».
На одном из круглых столов фестиваля, где говорили о смене поколений и смене картин мира в российском кино, режиссер Борис Хлебников, лауреат предыдущих «Кинотавров», процитировал культового персонажа молодежной культуры Сергея Шнурова, который назвал нынешних режиссеров «новой волны» новыми тихими.
Этот термин жадно подхватили участники дискуссии. Действительно, 15-20 условно молодых режиссеров авторского кино в последнем десятилетии двинули вперед российское кино. Среди них: Серебрянников, Попогребский, Константинопольский, Волошин, Янковский, Тодоровский-мл., Кончаловский-мл., Боброва, П. Буслов и другие. Их в значительной мере выдвинул и сформировал «Кинотавр». Но за ними идут новые дебютанты, участники и призеры нынешнего и будущих фестивалей. Процесс не прерывается. Фабрика звездных имен работает. Российское кино - в движении.
Источник: www.telekritika.ua
|