Третий полнометражный фильм Андрея Звягинцева продолжает путешествие по фестивалям: стало известно, что картина «Елена» будет представлена в программе «Современный мировой кинематограф» международного кинофестиваля в Торонто, который пройдет с 8 по 18 сентября. Форум в Торонто — это больше кинорынок, чем традиционный фестиваль с жюри и наградами, поэтому основная цель участия в нем — продажи фильма.
Напомним, что мировая премьера «Елены» прошла в мае в рамках Каннского международного кинофестиваля, где картина получила специальный приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд». В российский прокат фильм, повествующий о пожилой семейной паре и сложной моральной дилемме, выходит 29 сентября 2011 года. Пока же «Елена» активно гастролирует по зарубежным смотрам. КиноПоиск поговорил с продюсером ленты Александром Роднянским о фестивальной политике и ожиданиях от участия в торонтском форуме.
Существует ли у вас определенная стратегия неучастия фильма в конкурсных программах фестивалей? Ведь он часто идет вне конкурса.
Александр Роднянский: Конечно, у нас существует определенная фестивальная политика в отношении фильма «Елена», мы аккуратно отдаем фильм в конкурсные программы. Я не могу сказать, что фильм не участвует в конкурсах. Вот на фестивале в Дурбане он взял три главных приза. В Индии он идет вне конкурса, потому что Андрей является членом жюри, а в Абу-Даби фильм будет в конкурсе. На российских фестивалях, как нам кажется, фильму «Елена» необязательно участвовать в конкурсе, чтобы не оттягивать внимание жюри от других конкурсантов. В Торонто же в принципе не существует конкурса — там есть две ключевые программы, в одну из которых и попала «Елена», и это очень важный для нас и наших дистрибьюторов, французской компании «Пирамида», момент, так как Торонто — крупнейший и, пожалуй, важнейший североамериканский кинорынок, куда приезжают и азиаты, и европейцы. Мы надеемся, что это поможет продвижению фильма. Уже сейчас права на прокат приобрели в 20 странах, но мы надеемся, что «Елену» ждет такая же успешная судьба, как и «Возвращение», которое было продано в 90 стран. Сейчас рано говорить, ведь мы начали совсем недавно, в Каннах, а в Торонто будет сразу несколько показов, пресс-конференция, так что будет дан старт реальному началу продаж.
Почему российские фильмы редко попадают в программу североамериканских кинофестивалей?
Александр Роднянский: Российские картины в основной массе своей лишены универсального, понятного любому кинозрителю языка. И если в Европе существует определенная специальная аудитория, существует интерес и понимание особенностей российской культурной жизни, то у американской и канадской аудитории такого понимания и даже, наверное, интереса нет. Поэтому в программу североамериканских фестивалей попадают считанные фильмы, которые находят способ пробить этот барьер непонимания. Внутреннее преимущество фильмов Звягинцева как раз в этой универсальности. Для их понимания не нужно жить в России и понимать российские реалии. Для того чтобы понять «Елену», необязательно знать что-то о России. Для того чтобы понять героев «Возвращения» — тоже. И, конечно, с «Изгнанием» то же самое. Они понятны кинозрителю вне зависимости от национальности, и, хотя месседж может быть сложным, амбивалентным, чтобы его считать, необязательно жить в России.
Что касается в принципе крупных зарубежных фестивалей, то тут нашим фильмам недостает радикальности, они не демонстрируют свежих художественных решений. Поэтому кроме старшего поколения мастеров, к которому относятся, конечно, Сокуров, Герман, Муратова, статуса авторов с большой буквы, которых приглашают на каждый фестиваль, как братьев Дарденн, фон Триера, Малика, наши режиссеры не удостаиваются. Пожалуй, кроме Звягинцева такого авторского статуса ни у кого и нет. Становится все ближе к такому статусу Попогребский.
Международный кинофестиваль в Торонто проводится ежегодно с 1976 года. Он был задуман создателями как фестиваль фестивалей, объединяющий лучшие работы режиссеров со всего мира. Так как на фестивале в Торонто отсутствует традиционная для других международных киносмотров основная конкурсная программа, то главный призер определяется голосованием зрителей. Свои награды в двух номинациях также вручает федерация международной кинопрессы ФИПРЕССИ. В этом году программа «Современный мировой кинематограф», в которую попала «Елена», представляет 51 картину из Бразилии, Китая, Франции, Ирана, Марокко, Израиля, Португалии и других стран.
Источник: Кинопоиск
|