С самого его введения рейтинг NC-17, прямо запрещавший проход в кинозал лицам до 17 лет что без, что вместе с родителями, был поцелуем смерти для любого фильма, претендовавшего в американском прокате хоть на какие-то сборы. Хотя MPAA первым поспешило заявить, что NC-17 — отнюдь не синоним слова «порнография», соответствующий стереотип сложился быстро и неотвратимо, и вот уже твой фильм не прокатывают ведущие кинотеатральные сети, не показывают ведущие телеканалы и ставят в дальний угол DVD-магазины. Когда ты получаешь NC-17, ты делаешь одну из четырёх вещей — режешь по живому, чтобы получить более мягкое R, выпускаешь фильм вовсе без рейтинга, отправляешь сразу на видео или же смотришь рейтингу прямо в глаза. Последний случай, когда голливудский прокатчик попытался не обращать на него внимания и даже использовать его как аргумент в пользу просмотра, был в 1995 году, и результатом стали «Шоугёрлз» Пола Верховена, один из самых страшных провалов 90-х и самый кассовый фильм рейтинга NC-17 с $20 млн собранного грина.
16 лет спустя прославленный дистрибьютор независимого кино Fox Searchlight («Маленькая мисс Счастье», «Джуно», «Миллионер из трущоб», «Чёрный лебедь», «Древо жизни») будет бороться с рейтингом не в открытом поле широкого проката, но подрывать его качеством фильма, рецензиями и номинациями на награды.
Фильм, о котором идёт речь — «Стыд» Стива Маккуина, эротическая драма, премьеровавшаяся под феноменальные отзывы критиков на Венецианском кинофестивале и там же получившая для Майкла Фассбендера награду за лучшую мужскую роль. Одно обстоятельство — в фильме столько секса и обнажёнки, что NC-17 ему гарантировано, а Маккуин заявил, что не изменит ни единого кадра. В свою очередь, президент Fox Searchlight Нэнси Атли рассказала, что осталась так поражена фильмом, что стремится вывести его в прокат, несмотря на все препятствия.
Я думаю, что NC-17 — это знак чести, а не поцелуй смерти. Мы верим, что настало время для того, чтобы он воспринимался всерьёз. Талант актёров и видение режиссёра — экстраординарные. Это не кино, которое все воспримут безболезненно, но такое, которое прорывается сквозь массу, запоминающееся и оригинальное. Оно может изменить правила игры.
Итого, во-первых, вся рекламная кампания фильма будет сфокусирована на сияющей реакции, которую он вызвал на всех фестивалях, в которых участвовал и ещё будет участвовать. Во-вторых, в первый уикенд фильм будет показан только в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, где у зрителя значительно меньше предубеждений против такого кино. И в-третьих, студия сделает всё, чтобы выдвинуть фильм на все возможные награды во всех категориях. И если тот же Фассбендер на волне всеобщего восхищения протиснется в пятёрку номинантов на «Оскар» за лучшую мужскую роль, многим кинотеатрам уже некуда будет деться, и эта небольшая, но важная цепная реакция только продолжится. И кто знает, может быть, в ближайшие годы ограниченный прокат даст возможность расцветать и другим фильмам вроде «Стыда».
Источник: Кинокадр
|