А он есть! Чтобы обойтись без спойлеров, не будем уточнять, когда именно он появится на экране, но что особенно отрадно: кроме суслика, есть ещё и отечественная анимация, которая, несмотря на своё перманентное состояние «спасибо, что жива», радует зрителя с завидной регулярностью. Конечно, предновогодние дни — самое лучшее время для релиза анимационного полного метра, ведь «мальчишки и девчонки, а так же их родители» хотят услышать весёлые истории и готовы платить за удовольствие и шанс всей семьёй отправиться в сказку. К тому же, на фоне «Ёлок» — не тех, что с запахом хвои и мандаринов, а тех, что с душком оливье-киноальманаха — так вот, на фоне бекмамбетовских новогодних полуфабрикатов — почти любое произведение покажется Золушкой в счастливое для барышни время — где-то между встречей с феей и полуночью, когда бал уже начался, а обе хрустальные туфельки всё ещё на ней.
Но «Иван Царевич», конечно, хорош не потому, что чем-то плохи вечнозелёные целлулоидные деревья. Главное достоинство фильма в том, что в нём соблюдено чувство меры. И как-то особенно приятно говорить об этом во времена, когда чувство меры, применительно к произведению искусства, под сатанинский смех постмодернизма считается если не недостатком, то уж точно досадным недоразумением.
Мы уже привыкли радоваться тому, что на экране есть всё сразу, что сочетаются разноплановые, порой исключающие друг друга вещи, что границы жанра размыты до такой степени, что им позавидовал бы любой Евросоюз. И в этой шенгенской зоне от синематографа, где уже давно чем больше смальты — тем богаче мозаика, вдруг появляется фильм, в котором есть не всё, а только то, что нужно именно этой сказке, и нет ничего лишнего. Сказочное царство, дремучий лес, заколдованное озеро, молодящаяся Баба-Яга, словоохотливый Кощей, «хороший, плохой, злой» Змей Горыныч, царевна с двумя высшими образованиями на выданье, дуб со златой цепью и котом-Боярским, что «ходит по цепи кругом», царь с голосом Охлобыстина и главный герой с мечтой о карьере пожарника.
Сказочный конфликт, правда, прост до невозможности, но студия «Мельница» за лаврами «Пиксара» и не гонится. Да, наши сказочные герои не готовят деликатесы в парижских ресторанах, а роботы не фанатеют от старых мюзиклов. Но все персонажи «Ивана Царевича» по-своему обаятельны. И если художники-аниматоры решили изобразить всех в классической манере — до такой степени классической, что едва не лишили сказку индивидуальности, то положение спасли актёры, озвучившие героев: именно они добавили персонажам весёлости, эксцентрики и живости. Правда, Царь периодически срывается на интонации доктора Быкова (а уж Охлобыстин-то мог бы создать и другой колоритный образ), но большинству зрителей это, очевидно, понравится.
«Иван Царевич» в новогодние дни взвалил на свои сказочные плечи нелёгкую функцию семейного развлечения. Раньше за это были в ответе разве что заливная рыба Барбары Брыльской и гурченковские пять минут, а Бекмамбетов — так тот и вовсе с задачей не справился. Казалось бы, что может быть проще: рассмеши, удиви, порадуй, подари надежду, забери деньги за билет, финальные титры. Но, как говорил один меланхоличный ослик: «Некоторым удаётся, а некоторым и не приходится».
Вот Владимиру Торопчину удалось. Его фильм не хочет казаться чем-то большим, чем просто анимационной версией народных сказок, он не хочет понравиться родителям больше, чем их детям, поэтому там нет чрезмерного осовременивания всего и вся, нет разделения шуток на детские и взрослые, но есть шутки одинаково смешные для всех, в любом возрасте. Этим, к слову, «Иван Царевич» выгодно отличается от некоторых серий богатырской саги, где стремление казаться современными и рассмешить родителей порой било через край. Получается, что скромный, но знающий себе цену «Царевич» обыгрывает «Богатырей» на их же поле, что, безусловно, можно считать победой студии «Мельница» над самой собой.
Создатели не изобрели велосипед, но отправили своих зрителей на увлекательную велосипедную прогулку по сказочным тропинкам: налево пойдёшь — Боярского услышишь, направо пойдёшь — Ахеджаковой косметику продашь, прямо пойдёшь — пожарником станешь. «Здесь, на неведомых дорожках» следы уж виданных зверей, но ведь иногда встреча с хорошо знакомыми героями — это радость, правда?.. А зрителям остаётся радоваться тому, что в полнометражном полку новогодних развлечений прибыло. Ведь надо же иногда что-то менять: сколько можно каждый год, 31-го декабря, ходить с друзьями в баню?.. А где же разнообразие, которым и прекрасна жизнь? И вот, благодаря студии «Мельница» у наших зрителей наконец может появиться новая традиция: каждый год, 31-го декабря, ходить в сказку — в анимационную сказку.