Почти трехчасовая картина Ксавье Долана «В любом случае Лоуренс» стала третьей работой канадского постановщика, показанной в рамках Каннского кинофестиваля. Режиссеру из Квебека в этом году исполнилось 23, а он уже стал любимчиком ведущего мирового киносмотра.
Дебютная лента Ксавье «Я убил свою маму» была удостоена приза молодых кинокритиков (Regards Jeunes) в 2009 году, а в 2010-м его «Воображаемая любовь» попала в программу «Особый взгляд», являющуюся второй по значимости после конкурсной, и также покорила молодых кинокритиков. В своих фильмах Долан рассматривает вопросы сексуальной идентификации, причем вдохновение частично черпает из собственного опыта.
«В любом случае Лоуренс» (демонстрируется в «Особом взгляде») — первый фильм канадца, где он не снимался, не считая крошечного появления в эпизоде. Главную роль играет Мельвиль Пупо, заменивший в проекте Луи Гарреля. Отметим, что Пупо удается не скатываться в фарс и китч, учитывая особенности сюжета: его герой — транссексуал.
Канада конца 1980-х. Лоуренс и Фредерика кажутся идеальной парой, пока в один день Лоуренс не рассказывает любимой, что на самом деле уже почти 30 лет считает себя женщиной. Он прекращает носить мужскую одежду, начинает краситься, отращивать волосы и учится ходить на каблуках. «Я как будто провел 30 лет под водой и теперь вынырнул», — объясняет он своей девушке собственное состояние. Фред не бросает его и мужественно выдерживает все перемены своего бойфренда: покупает парики, подбирает одежду и стойко выносит осуждающие взгляды друзей и прохожих. На протяжении десяти лет герои будут пытаться сохранить отношения, ведь, несмотря на внешние перемены, Лоуренс все еще любит Фредерику.
Долан рос ребенком-звездой и постоянно пропускал школу, снимаясь в рекламных роликах. «С точки зрения одноклассников, я был в шоу-бизнесе, — говорит режиссер. Но правда в том, что мои отношения с кино были поверхностными. Кроме классики студии Disney, я смотрел бездушные голливудские блокбастеры, дублированные на французский. Меня водил на них отец, чтобы я оценил дубляж, ведь он занимался этим. Матери эти вылазки никогда не нравились, поскольку она опасалась, что эти фильмы плохо повлияют на меня».
Мать опасалась зря — работы Долана можно сравнивать с чем угодно, только не с Голливудом. Ксавье вспоминает, как в декабре 1997-го его, девятилетнего школьника, мама отвела в кинотеатр Le Parisien, где он и открыл для себя авторский кинематограф. «Я проводил все больше и больше времени в мире своих фантазий, я все больше убегал от мира реального, где многие сверстники меня ненавидели. Я даже тайком переодевался в мамины платья, но она не возражала. Теперь, 15 лет спустя, я смотрю „В любом случае Лоуренс“ и вижу, как из разных уголков фильма вылезает мое детство».
Учитывая автобиографический аспект своих предыдущих фильмов, режиссер считает нужным заявить: «Я не хочу быть женщиной! А мой фильм — дань идеальной истории любви. Любви амбициозной, невозможной, безграничной. Любви, которую мы даже не надеемся испытать, которая есть только в книгах и в фильмах».
Любовь Канна к Долану кажется такой же нереальной, как и та, что показана в его новой работе. По окончании почти трехчасовой ленты зал стоя рукоплескал пять минут. Режиссер, похожий одновременно на молодого Орсона Уэллса и на Леонардо ДиКаприо из «Титаника», скромно кланялся, часто повторял «мерси» и еще долго, окруженный плотным кольцом журналистов, стоял в фойе перед залом «Дебюсси».
Источник: Кинопоиск
|