Постановщик «Торжества», получившего в 1998 году в Канне Приз жюри, датчанин Томас Винтерберг отмечал свое 43-летие, когда состоялся пресс-просмотр его новой картины «Охота». Один из самых известных скандинавских актеров Мадс Миккельсен играет воспитателя из детсада, которого несправедливо обвиняют в растлении пятилетней девочки.
В самых первых кадрах «Охоты» стайка мужичков среднего возраста радостно сигает в воду - кто в трусах, а кто бодро помахивая мужским достоинством (почти как в «Идиотах» фон Триера, который с Винтербергом основал манифест «Догма»). Окажись рядом с ними дети, никто бы и глазом не моргнул. Но что если пятилетняя Клара, дочка его лучшего друга, заявит, что воспитатель показывал ей свою пипиську? Клеймо педофила смыть будет невозможно. Лукас (Мадс Миккельсен) работает в детском саду, его обожают дети и уважают взрослые. Он милейшей души человек, всегда готовый прийти на помощь друзьям. Его жизнь до поры до времени омрачает только развод с женой и ее запрет на встречи с сыном. Но из-за фантазий Клары Лукас превратится в изгоя. Практически все жители городка будут считать его виновным и отвернутся.
После выхода «Торжества» Винтерберг получал множество писем и посылок от самых разных людей. Среди них был датский психиатр, приславший режиссеру целую папку разных историй и предложивший посмотреть на другую сторону проблемы, связанной с сексуальным насилием. Поскольку Томас был по горло занят разработкой нового проекта, папка затерялась среди множества других материалов. Восемь лет спустя, она нашлась. «У меня начался бракоразводный процесс и требовался психолог. Я вспомнил про того парня и обратился к нему. Он напомнил про папку. Я начал читать ее содержимое и поразился, - говорит Винтерберг. - Я решил, что должен снять об этом фильм».
«Охота» стала седьмой полнометражной лентой датского постановщика. На какое-то время он выпал из поля зрения критиков (его «Всё о любви», «Дорогая Венди» и «Возвращение домой» не прорвались на ведущие европейские фестивали), но снова вернулся в 2010-м году с драмой «Субмарино» по сценарию Тобиаса Линдхольма, который работал и над «Охотой». «Куда ж вы пропали?» - спросил Томаса один из журналистов. Винтерберг со свойственным ему сарказмом ответил: «Я все время был здесь! Это вы, ребята, меня не замечали!»
Не заметить «Охоту» будет трудно. Кино об охоте на ведьм, у которого только кажущийся хэппи-энд. «О каком хэппи-энде идет речь, если я из Дании? Это мрачная и злая страна! - шутил режиссер на пресс-конференции. - У нас в большом почете мрачные сказки, я рос на них!» Однако свою страну Винтерберг любит и продолжает там работать. «Я горжусь состоянием нашей киноиндустрии», - сказал Томас, напомнив, что в прошлом году его соотечественник Николас Виндинг Рефн уехал из Канна с призом за режиссуру.
Винтерберг утверждает, что снимал кино о потере невинности: «Ведь как было раньше? Я рос в семидесятых и ребенком спокойно сидел на коленях у голого мужика где-нибудь на пикнике - и ни у кого ничего в мыслях не было!» Сценарист «Охоты» Тобиас Линдхольм поддерживает режиссера. «Мы затронули очень скользкую тему, но мы с самого начала даем понять, что Лукас невиновен. Здесь никаких «если бы, да кабы» - он невиновен и точка». Подключается Мадс Миккельсен: «Мы никоим образом не отрицаем того факта, что многие дети становятся жертвой педофилов. Но Лукас - невинная жертва, на которую обрушивается гнев жителей города. И мы хотели рассказать такую историю». Герой Миккельсена, несмотря на кажущуюся мягкость, человек очень упрямый. Он способен постоять за себя. Сцена в супермаркете вызвала аплодисменты в зале, а это бывает очень редко во время сеансов - обычно аплодируют только на титрах.
В ключевой сцене фильма Лукас накануне Рождества появляется в церкви и бросает вызов своим бывшим друзьям. «Мадс умудрялся в кажом дубле кричать совершенно одинаково, - хвалит свою звезду Винтерберг. - Нам нужно было снять одну и ту же сцену с разных точек, так что от него требовалось в точности повторить одно и то же. Никогда не видел такого профессионального подхода к работе. Он восемь часов напролет повторял свои эмоции: упорство, надрыв, злость, облегчение. Такое умеют очень немногие актеры».
«Охота» ставит под сомнение распространенное мнение о том, что дети не лгут. Томас Винтерберг считает, что это стереотип. «Мы говорим, что дети врут. Они сочиняют небылицы или врут, чтобы порадовать взрослых. В каком-то смысле дети у нас настоящие демоны. Это фильм о том, как они разрушают жизнь человека».
Приятно знать, что «Охота» куплена для российского проката и выйдет на экраны 15 ноября этого года. Пока же пожелаем Томасу Винтербергу и Мадсу Миккелсену удачи в Канне - они этого достойны.
Источник: Кинопоиск
|