Третий фестиваль молодого европейского кино в Вологде открылся гала-показом обласканной в Берлине «Барбары», ну а днем КиноПоиск проникся фильмом «Авалон» шведского режиссера Акселя Петерсена, поэтому делимся впечатлениями от этой конкурсной ленты.
Интересное совпадение: в жюри VOICES в этом году находится польский оператор Гжегож Кендзерский, работавший над фантастикой японца Мамору Осии «Авалон». Мифический остров, по одной из легенд, послуживший убежищем королю Артуру, нуждавшемуся в исцелении после последней битвы, дает свое имя самым разным проектам. Например, по признанию режиссера Петерсена, во всех европейских странах масса ночных клубов с таким названием. Один из них — разумеется, вымышленный — назван в честь одноименной песни Roxy Music и вот-вот откроется в фильме «Авалон».
Премьера ленты состоялась в сентябре 2011-го на кинофестивале в Торонто, откуда Петерсен увез приз кинокритиков (FIPRESCI). Европейская премьера прошла в феврале 2012-го на кинофестивале в Берлине в секции «Форум». Сегодня фильм увидели и в России.
Пожилой тусовщик Янне (Йоханнес Брост, хороший друг Мика Джеггера и бывший стендапщик) вместе со своей сестрой Джеки (дебютантка Леоноре Экстранд) и другом Класом готовится открыть новый клуб «Авалон». Дело происходит в шведском городке Бостад, куда раньше стекались все поклонники тенниса, пока этот вид спорта был популярен в Швеции. Люди по привычке приезжают в город, поэтому перспектива у бизнеса приятная. Но ярким летним днем Янне и Джеки, разъезжая по местности на красном кабриолете Класа, случайно сбивают строительные леса. В результате погибает рабочий, чье тело Янне и Клас решают сплавить двум добродушным гангстерам. Поверхностная Джеки не чувствует ни капли раскаяния, но Янне как будто взрослеет на глазах, изо дня в день чувство вины разъедает его сильнее. Вдобавок парни, убравшие тело, требуют оплатить работу.
Казалось бы, обычная история. Но на деле при желании можно интерпретировать ее как угодно. В частности, один из журналистов увидел в истории Янне аналогию современного финансового кризиса (хватай деньги и беги, а дальше будь что будет), другой посчитал, что «Авалон» — идеальный слепок современной Швеции (холодной и безучастной), ну а сам режиссер считает, что показал непривлекательный портрет своей семьи.
Если в связи с фильмом «Железное небо» из соседней Финляндии много говорилось о краудфандинге (финансировании за счет средств, собранных с заинтересованных в проекте лиц), то Аксель Петерсен воспользовался «фэмилифандингом» — привлек к съемкам многих родственников. Джеки играет тетя режиссера, ее бывшего мужа — отец режиссера. В эпизодах — прочие родственники Акселя. «Я снимал кино для них и для друзей. Им понравилось, несмотря на то, какими я их показал», — сказал Петерсен на пресс-конференции.
Швед оказался невысоким молодым человеком с чувством юмора. КиноПоиск поинтересовался, связано ли у режиссера что-то с музыкой 1980-х, памятуя о другом скандинавском режиссере, Николасе Виндинге Рефне, любителе музыки того времени. «Это любимая музыка моих родителей, сам-то я больше люблю рэп. Так что, когда мне будет 60, сниму ремейк, в котором пожилой герой будет кататься на тачке в полном рэперском прикиде. И с цацками на шее».
Петерсен посетовал, что такое кино в Швеции не собирает много денег, несмотря на то, что финансируется государством: «Я уверен, что новый „Темный рыцарь“ за час проката соберет больше, чем мой фильм за все время». Однако считать картину Акселя дремучим артхаусом не стоит, даром что первые минут тридцать кажется, что режиссер — большой поклонник манифеста «Догма» Ларса фон Триера (ручная камера, никакого искусственного света, никакой специально написанной музыки за кадром).
«Мне было проще получить деньги на этот проект, нежели на свою первую короткометражку, — рассказывает Аксель. — Я писал этот сценарий для своего города и для тети, точно знал, что буду снимать ее в главной роли. Город Бостад, где развивается действие, — это эдакий шведский Сен-Тропе. Там с сороковых проводился чемпионат Швеции по теннису. Пока в 1970-х и 1980-х этот вид спорта был популярен, в городе постоянно тусовались шведы со всей страны. Но времена изменились, теннис потерял актуальность, но тусовка никуда не делась. Эти люди — типичные шведы. О них и фильм».
Почему все-таки в шведском кино часто встречаются трупы? «Так кино для того и создано, чтобы убивать!» — смеется режиссер. Он точно так же несерьезно говорит о своем новом проекте: «Если „Авалон“ был моей попыткой доказать себе, что я могу снять просто кино, то мой новый фильм — попытка доказать миру, что я могу снять отличное кино!» Сценарий новой ленты Аксель закончил всего пару дней назад, но сюжет пока не раскрывает. Без трупов, кстати, не обойдется. «На сей раз это будет не про ностальгирующих стариков, а о людях моего поколения. Обещаю, что будет страшно!»
«Авалон» пока не куплен для российского проката.
Источник: Кинопоиск
|