1 августа завершились съемки масштабной военной ленты Федора Бондарчука «Сталинград». КиноПоиск побывал на съемочной площадке, посмотрел на процесс и поинтересовался у продюсера Александра Роднянского, как решили снимать фильм в 3D и зачем пригласили американских специалистов.
В получасе езды от Петербурга высится центр Сталинграда. Дождливое питерское лето как нельзя кстати подходит для работы над фильмом, действие которого развивается поздней осенью. Огромные декорации полуразрушенного города производят тягостное впечатление: отсюда никто не выберется живым. Работа проделана гигантская. За разбитыми окнами продовольственного магазина видны стены, расписанные вручную, где-то под потолком висит люстра с красными звездами. На площадке лежит самолет. Возле него — «труп» без головы. Берегут от дождя.
Детализация съемочной площадки — отдельная история. Вместе с коллегами-журналистами мы пробираемся сквозь слякоть (последствия питерской погоды), а вокруг летает пепел — настоящий «Сайлент Хилл». За следы современных ботинок можно не опасаться: площадку потом отфактурят, все будет так же, как прежде. Возле окопов валяется жестяная кружка, возле опаленной скамейки — страницы книги. Ближе к зданию театра — знаменитый фонтан с крокодилом и детьми, застывшими в хороводе. «Здесь нет ничего случайного», — говорит продюсер Александр Роднянский, пока ведет нас по площадке. Мы проходим мимо засыпанных пеплом автомобилей, трамваев, автобусов и грузовиков, стараясь ничего не задеть.
Делегация иностранных дистрибьюторов, побывавшая на площадке, впечатлилась увиденным, поэтому есть смысл подумать о вероятности международного (как минимум европейского) проката «Сталинграда». Но подробно об этом мы расскажем вам позже, когда опубликуем интервью с авторами картины.
Главный герой фильма — пятиэтажный дом, в котором по сюжету закрепляется группа советских военных и держит оборону до самого конца. В этом же доме, выстроенном настолько правдоподобно, что его не отличить от настоящего, базируется съемочная группа. В одной из комнат готовятся снимать очередную сцену: выставляют свет, выстраивают камеры, режиссер разводит актеров в кадре и сам удаляется в соседнюю комнату. «Тишина на площадке!» — Бондарчук надевает очки и смотрит на монитор: картинка уже трехмерная, такая, как и будет на экране.
Нам показали несколько минут рабочего материала. Под музыку Анджело Бадаламенти, любимого композитора Дэвида Линча, на экране телевизора разворачивались сцены с участием Томаса Кречманна, Петра Федорова и Марии Смольниковой. Когда картинка теплая и мягкая — в кадре наши. Холодные тона — немцы. Цветокоррекции пока нет, но, по словам Федора Бондарчука, она действительно будет разной.
Оператор «Сталинграда» Максим Осадчий получил для работы над фильмом подкрепление в лице американских специалистов, принимавших участие в крупных проектах — от «Нового Человека-паука» до трехмерного «Титаника». Снимают в 3D, поэтому американские супервайзеры и стереографы следят за каждым кадром. К сожалению, в России мало специалистов по работе в этом формате, но благодаря «Сталинграду» их станет больше. «Сначала сюда приехало 11 американцев, но сейчас осталось только трое», — поясняет Роднянский.
Съемки «Сталинграда» начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа продолжилась зимой, но основной съемочный период пришелся на отрезок с мая по 1 августа 2012 года. Мы прибыли на площадку в конце июля, когда все основные сцены были сняты. Из звезд смогли застать только Петра Федорова. «Я играю разведчика. Капитана Громова, — рассказал нам актер. — Он герой войны, пример для молодежи и меня самого». Петр признался, что работа в стерео — это совершенно новая задача для актера. Зачем нужен трехмерный формат военной драме, мы уточнили у продюсера.
«3D — важный инструмент, он приближает зрителя к событиям, — рассказал в интервью КиноПоиску продюсер «Сталинграда» Александр Роднянский. — Это важное эмоциональное средство. Мы с Федором поначалу сомневались, стоило ли снимать фильм в 3D. Федор, как человек, любящий и знающий современные кинематографические технологии, был ближе к тому, чтобы поэкспериментировать. Мы долго звонили самым разным экспертам в 3D, в частности супервайзору «Аватара», который и сказал нам ключевые слова: 3D — это не только инструмент детского приключенческого кино, но и такое же средство, как звук, цвет. Все то, что может влиять на мысли и чувства человека во время просмотра фильма».
Сомнения удалось развеять только во время первых недель съемок еще в 2011-м, поэтому было принято окончательное решение снимать весь фильм в 3D. Отметим, что речь не идет о конвертации. «Сталинград» — это такой же трехмерный проект, как и «Аватар», «Хранитель времени» и «Прометей».
Посмотрев отрывки, мы спросили продюсера о том, как фильм относится к такой серьезной теме, как Великая Отечественная война. Нам показалось, что персонаж Кречманна несколько человечнее своих сородичей. «Было бы странно делать в 2012 году пропагандистскую картину, ориентирующуюся на политическую и идеологическую правду. У нас есть человеческая правда, — считает Роднянский. — Нам бы очень хотелось, чтобы немецкие герои получились объемными, чтобы в них была сила, воля, жестокость и в то же время человечность. Наверное, не все же они были нацистские звери. Но все равно они проигрывают, потому что находятся на чужой земле, а наши защищают свою».
Герои «Сталинграда» должны заставить зрителя не только переживать за них, но и смешить, раздражать, влюблять в себя — словом, дать зрителю испытать весь спектр эмоций, которые присущи масштабной драме. Что получится в итоге, узнаем, когда фильм выйдет в прокат в сентябре 2013-го.
Источник: Кинопоиск
|